РПВ ООО 2023

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

педагогическим советом

Директор

ГБОУ СО «Школа города Лесного»

ГБОУ СО «Школа города Лесного»

Протокол от «31» августа 2023г. № 1

Л.Н. Афанасьева
Приказ от «31» августа 2023г. № 212___

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области
«Школа города Лесного, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания ГБОУ СО «Школа города Лесного» (далее
– Программа, Школа) является обязательной частью адаптированной основной
общеобразовательной программы основного общего образования ГБОУ СО
«Школа города Лесного» обучающихся с ОВЗ (далее - АООП ООО ОВЗ).
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(ред.

от

1702.2023

г.),

государственной политики в сфере воспитания, Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её
реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 №
2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента РФ от 02.07.2021 № 400), требованиями Федерального закона от
31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»,
федеральных государственных образовательных стандартов основного общего
образования

основного

общего

образования

(далее

–

ФГОС

ООО),

утвержденный Приказом Минпросвещения РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред.
от 11.12.2020г.), ФГОС ООО, утвержденный Приказом Минпросвещения РФ от
31.05.2021 № 287,

в соответствии

с приказом Минпросвещения РФ от

11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные
государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания
программа

обучающихся»,
воспитания»,

методическими

утвержденными

рекомендациями

02.06.2020

года

«Примерная
на

заседании

Федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
«Методическими

рекомендациями по организации воспитательной работы с

обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях», разработанными
ФГБНУ

“Институт

коррекционной

образования» 2021 год,

педагогики

Российской

академии

в соответствии с Федеральной адаптированной

образовательной программой основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
2

(далее - ФАОП ООО ОВЗ),

(утв.

Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025).
Программа является открытым документом, то есть предполагается
возможность гибкого внесения изменений по внутренним и внешним причинам,
связанным с изменениями условий в образовательной среде школы или в системе
образования в целом.
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания

детей

является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания учащихся
Цели воспитания учащихся в Школе:
- развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;
- формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного

отношения

к

культурному

наследию

и

традициям

многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Задачи воспитания учащихся в Школе:
3

- усвоение

учащимися знаний норм, духовно-нравственных

ценностей,

традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
- формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие);
- приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных
отношений, применения полученных знаний;
- достижение личностных результатов освоения АООП ООО

ОВЗ в

соответствии с ФГОС ООО, включая личностные результаты освоения
программы коррекционного развития (далее – ПКР).
Личностные результаты освоения

учащимися

АООП

ООО

ОВЗ

включают:
-

осознание

российской

гражданской

идентичности;

сформированность

ценностей самостоятельности и инициативы;
- готовность учащихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
- сформированность жизненных компетенций, необходимых для успешной
социальной адаптации.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется на
основе

аксиологического,

антропологического,

культурно-исторического,

системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом
принципов

воспитания:

гуманистической

направленности

воспитания,

совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности и с
учетом особых образовательных потребностей учащихся.
4

1.2. Направления воспитания
Программа воспитания реализуется в единстве учебной, коррекционно­
развивающей

и

воспитательной

деятельности

Школы

по

основным

направлениям воспитания в соответствии с ФГОС ООО и отражает готовность
учащихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт
деятельности на их основе, в том числе, в части:
- гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры;
- патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение,

формирование

российского

национального

исторического

сознания, российской культурной идентичности;
- духовно-нравственного воспитания, на основе духовно-нравственной
культуры

народов

России,

традиционных

религий

народов

России,

формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи,
уважения к старшим, к памяти предков;
- эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение
к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
- физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических
способностей и двигательной активности с учетом возможностей и состояния
здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях; преодоление недостатков двигательного и физического
развития;
- трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
5

трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
самостоятельность в быту, доступную трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном
труде в

российском обществе,

достижение выдающихся результатов в

профессиональной деятельности;
-

экологического

воспитания,

способствующего

формированию

экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления
к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Результаты достижения цели и решения задач воспитания представляются в
форме целевых ориентиров ожидаемых результатов воспитания по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС на уровнях начального
общего, основного общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине - России, ее территории, расположении;
сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;
понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины - России, Российского государства;
понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение;
имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
6

человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации,
в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности;
сознающий

ценность

каждой

человеческой

жизни,

признающий

индивидуальность и достоинство каждого человека;
доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших;
умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки;
владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий;
сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;
проявляющий

интерес

и

уважение

к

отечественной

и

мировой

художественной культуре;
проявляющий

стремление

к

самовыражению

в

разных

видах

художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе, в информационной среде;
7

владеющий

основными

навыками

самообслуживания,

личной

и

общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
ориентированный на физическое развитие и преодоление имеющихся
ограничений с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и
спортом;
стремящийся к регулярной двигательной активности;
сознающий

и

принимающий

свою

половую

принадлежность,

соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;
стремящийся к самостоятельности и независимости в быту; проявляющий
интерес к разным профессиям;
участвующий в различных видах доступного по возрасту и состоянию
здоровья труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду;
проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
выражающий

готовность

в

своей

деятельности

придерживаться

экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к н6аучным знаниям,
науке;
обладающий

первоначальными

представлениями

о

природных

и

социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
8

живой и неживой природы, о науке, научном знании;
имеющий

первоначальные

навыки

наблюдений,

систематизации

и

осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад Школы
Специфика расположения школы. Здание Школы находится по адресу:
Свердловская область, г. Лесной ул. Ленина дом 30; ул. К. Маркса дом 17 А.
Школа работает в двух школьных зданиях.
Территориальные особенности. Район, в котором расположена Школа –
это центральный район исторической части закрытого административнотерриториального образования город Лесной. Здесь располагаются учреждения
культурно-досугового

типа:

социально-культурно-досуговый

центр

«Современник», сквер имени Ю.А. Гагарина, центральная городская детская
библиотека им. А.П. Гайдара, музейно-выставочный комплекс. В шаговой
доступности от Школы находится социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетнего города Лесного. Таким образом, социально-культурное
окружение Школы является

источником положительного воспитательно-

образовательного влияния на учеников.
Особенности контингента. В Школе обучаются различные категории детей
с ОВЗ: дети с ЗПР, дети с умственной отсталостью (интеллектуальной
недостаточностью (далее – УО), дети с расстройством аутистического спектра
(далее – РАС). Школа принимает учащихся из всех районов города и соседних
городов и посёлков: многодетные семьи, социально незащищённые семьи,
опекаемые дети, дети из семей с разным материальным положением. В Школе
на 1 сентября 2022 года 136 учащихся. Необходимо отметить, что все классные
коллективы сформированы в соответствии с рекомендациями территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии.
Значимые партнеры Школы.

В течение многих лет Школа активно

сотрудничает с социальными партнерами: СКДЦ «Современник», Центральной
городской детской

библиотекой им. А.П. Гайдара, музейно-выставочным
9

комплексом, Центральной городской библиотекой имени П.П. Бажова, МБОУ
ДО «Центр детского творчества",
МБДОУ

«Детский

сад

№

22

ГБОУ СО «Школа № 1 города Лесного»,
«Яблонька»,

МБУ

«Центр

психолого-

педагогической, социальной и медицинской помощи», отделом МВД России по
городскому округу «город Лесной», ФГКУ "Специальное управление ФПС № 6
МЧС России", ОГИБДД ОМВД России по ГО город Лесной, территориальной
комиссией КДН и ЗП г. Лесного, Управлением социальной политики города
Лесного, СДЮСШОР «Факел» г. Лесной, Войсковая Часть 3275.
Значимые воспитательные находки Школы:
- Создание ситуации успеха для каждого учащегося Школы.
- Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность, творческие дела.
-

Использование

со-бытийного

подхода

как

продуктивной

технологии

воспитательной работы с учащимися с ОВЗ в целях организации межклассного и
межвозрастного взаимодействия учащихся,

их познавательной и социальной

активности.
- Обеспечение стопроцентного охвата внеурочной деятельностью всех категорий
учащихся за счет имеющегося профессионального ресурса педагогов Школы с
привлечением педагогов дополнительного образования.
Основные принципы взаимодействия учащихся и педагогов Школы:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка с ОВЗ,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в Школе;
- ориентир на создание в Школе психологически комфортной среды для всех
категорий учащихся и взрослых;
- реализация процесса воспитания, главным образом, через создание в Школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли учащихся и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
10

эффективности.
Основные традиции воспитания Школы:
- формирование у учащихся толерантности к поведенческим особенностям
различных категорий детей с ОВЗ (ЗПР, УО, РАС, отклоняющееся поведение);
- включение учащихся всех категорий (ЗПР, УО, РАС, отклоняющееся поведение)
в основные школьные дела, мероприятия школьного, городского, регионального
и международного уровней;
− создание условий для обеспечения по мере взросления ученика его растущей
роли в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
−отсутствие соревновательности между классами в проведении общешкольных
дел,

поощрение

конструктивного

межклассного

и

межвозрастного

взаимодействия школьников, их социальной активности;
− ориентирование педагогов Школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, на установление в них доброжелательных взаимоотношений,
отношений взаимопощи;
- реализация классным руководителем по отношению к учащимся защитной,
личностно-развивающей, организационной, посреднической функций.
2.2. Воспитывающая среда Школы
В Школе создана воспитывающая культурная среда, которая неразрывно
связана с процессом обучения. Для организации воспитательно-образовательной
деятельности в Школе активно используется метод проектирования. Одним из
направлений

воспитательной

работы

Школы

является

проектирование

образовательно-со-бытийной внеурочной деятельности. Модель со-бытийного
образовательного дизайна (далее - Модель) Школы разработана на базе
Международного стандарта ISO 9001:2015. Применение процессного подхода
системы менеджмента качества в Школе позволяет:
− улучшить общие результаты деятельности Школы;
− обеспечить

прочную

основу

для

реализации

профессиональных

инициатив педагогов;
− создать

плановую

работу

всего
11

педагогического

коллектива

по

наполнению

внеурочной

деятельности

полезным

контентом

с

возможностью объективной оценки результативности деятельности;
− обеспечить учёт и проработку внешних и внутренних рисков, которые
могут повлиять на достижение поставленных целей;
− способствовать устойчивому развитию воспитательной составляющей
учреждения.
Внедрение процессного подхода на основе ISO 9001:2015 в планирование,
реализацию

и

постоянное

улучшение

внеурочной

работы,

является

стратегическим решением руководства Школы.
В центре Модели – ученик Школы, который задействован на всех этапах
разработки, создания, ожидания, подготовки, реализации и анализа результатов
осуществления

образовательно-со-бытийного

проекта.

Ученик

является

основным звеном Модели.
Любое

образовательное

СО-БЫТИЕ

способствует

инициированию

образовательной активности учащихся, их включению в разные формы
образовательной коммуникации, интересу к созданию и презентации продуктов.
Реализация мульти тематических образовательных СО-БЫТИЙ в Школе,
позволяет насытить школьную жизнь учеников яркими, запоминающимися
эпизодами, вызывающими у них позитивный эмоциональный отклик. Вместе с
тем, это позволяет в игровой форме преподносить им важную учебную
информацию.
Использование

Модели

со-бытийного

образовательного

воспитательно-образовательном процессе позволяет

дизайна

в

не только повышать

позитивный настрой ребят во время их пребывания в школе, мотивацию к
конструктивному общению со сверстниками и учителями, формировать
сплочённые команды одноклассников, но и в интерактивно-игровом формате
выдавать большой объём материала образовательной программы, создавать
новую для всех участников образовательных отношений модель воспитывающей
и развивающей культурной среды Школы.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
12

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
выше представленных направлений воспитательной работы Школы. Каждое из
них отражено в соответствующем модуле воспитания (инвариатный и
вариативный)

и

реализуется

через

календарно-тематический

план

воспитательной работы, утвержденный на текущий учебный год:
Инвариантные модули:
- Урочная деятельность
- Внеурочная деятельность
- Основные школьные дела
- Классное руководство
- Взаимодействие с родителями
- Самоуправление
- Профориентация
Вариативные модули:
- Школьный спортивный клуб
- Профилактика и безопасность
- Добровольчество и волонтёрство
- Социальное партнерство
- Школьный театр
- Образовательные путешествия, экскурсии
- Организация предметно-пространственной среды
Урочная деятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у учащихся российских традиционных
духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей,

российского

исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор
соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по всем учебным предметам,
13

курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной
тематики, их реализацию в обучении;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами

воспитания,

целевыми

ориентирами

результатов

воспитания;

реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках

предметов,

явлений

и

событий,

инициирование

обсуждений,

высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы —интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
-побуждение учащихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу Школы, установление и
поддержку доброжелательной атмосферы;
-инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся в
форме индивидуальных и групповых проектов.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей учащихся осуществляется в рамках
выбранных учащимися курсов, занятий:
- курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной
направленности: курс «Разговор о важном»;
14

- курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России,

духовно-историческому

краеведению:

«Страницы

отечественной

истории»;
курсы,

-

занятия

просветительской

познавательной,

направленности:

научной,

«Финансовая

исследовательской,

грамотность»,

кружок

«Немецкий без оценок»;
- курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров: театральная студия «Театр и Дети», танцевальный кружок
«Росток», кружки: «Керамика», «Дизайн»;
- курсы социальной направленности: программа по профориентации;
- курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: кружок
«Азбука безопасности».
При

организации

внеурочной

деятельности

в

Школе

используется

оптимизационная модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают
участие все педагогические работники, в том числе педагоги дополнительного
образования, педагоги коррекционного профиля, социальный педагог, педагогбиблиотекарь. В каждом классе координирующую роль выполняет классный
руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами
взаимодействует:
-

с учителями-предметниками, педагогами коррекционного профиля,

педагогами дополнительного образования;
- организует в классе образовательный и воспитательный процесс,
оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в
рамках деятельности общешкольного коллектива;
-

организует

систему

отношений

через

разнообразные

формы

воспитывающей деятельности коллектива класса;
- организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого
образовательного и методического пространства Школы, содержательном и
организационном единстве всех его структур. Ответственность за реальное
15

воплощение воспитательной деятельности в Школе распределена между
педагогическими работниками, так как для коррекционного обучения и
воспитания

детей

с

ОВЗ

и

инвалидностью,

процессы

коррекционно-

развивающего обучения и воспитательной работы взаимосвязаны и фактически
не существуют изолированно.
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства Школы
направлена на решение задач воспитания и дальнейшей социализации учащихся.
Данная деятельность предусматривает:
- планирование и проведение классных часов целевой воспитательной,
тематической направленности;
- инициирование и поддержку участия класса в основных школьных делах,
мероприятиях, оказание необходимой помощи учащимся в их подготовке,
проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития учащихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них учащихся с разными
потребностями, способностями, давать возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
-

сплочение

командообразование,

коллектива
внеучебные

класса
и

через

игры

внешкольные

и

тренинги

мероприятия,

на

походы,

экскурсии, празднования дней рождения учащихся, классные вечера;
- выработку совместно с учащимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в Школе;
- изучение особенностей личностного развития учащихся путём наблюдения
за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в
беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед с родителями (законными представителями), учителями, а
также (при необходимости) с педагогом-психологом;
- доверительное общение и поддержку учащихся в решении проблем
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками
16

или

педагогами,

успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
учащихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями
(законными представителями), с другими учащимися класса;
- индивидуальную работу с учащимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
- регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
- проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на учащихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать учащихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
-

организацию

и

проведение

регулярных

родительских

собраний,

формирование родителей об успехах и проблемах учащихся, их положении в
классе, жизни класса в целом, помощь родителям (законным представителям) и
иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
- создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, Школе;
- привлечение родителей (законных представителей), членов семей,
учащихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и Школе;
- проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований.
Классный руководитель осуществляет взаимодействие с членами психологомедико-педагогического консилиума (далее - ПМПк) Школы:
• информирование членов ПМПк об особенностях развития, социальной
адаптации и поведении детей;
• выполнение рекомендаций ПМПк в соответствие с индивидуальными
программами психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
• участие в анализе эффективности и составлении предложений по
17

корректировке

индивидуальных

программам

психолого-педагогической

и

медико-социальной помощи;
• совместное со специалистами ПМПк консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения учащихся.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация

воспитательного

потенциала

работы

с

родителями

предусматривает:
− создание и деятельность в Школе, в классах представительных органов
родительского сообщества (родительского комитета Школы, классов и т. п.),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского сообщества в Совете Школы,
Общешкольном родительском комитете;
− тематические

родительские

собрания

в

классах,

общешкольные

собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений детей и педагогов в школе,
условий обучения детей;
− «Дни открытых дверей», в которые родители могут посещать уроки и
внеурочные занятия;
− работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских
гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с
приглашением специалистов;
− проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского
работника, социального педагога, обмениваться опытом;
− родительские
сообщества,

группы

форумы
с

при

участием

школьном
педагогов,

интернет-сайте,
на

которых

интернет-

обсуждаются

интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
− участие родителей в психолого-педагогических консилиумах Школы в
18

случаях,

предусмотренных

нормативными

документами

о

психолого-

педагогическом консилиуме Школы в соответствии с порядком привлечения
родителей;
− привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
классных и основных школьных мероприятий воспитательной направленности;
− при наличии среди учащихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей,

приёмных

детей

целевое

взаимодействие

с

их

законными

представителями.
Основные школьные дела
Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела,
в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Основные школьные дела обеспечивают включенность в них большого
числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в Школе. Введение основных
школьных дел в жизнь Школы помогает преодолеть мероприятийный характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для
детей.
Для этого в Школе используются следующие формы работы:
на внешкольном уровне:
•

социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и

реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего Школу социума;
•

организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания,

праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
окружающих;
•

участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным

и международным событиям;
19

на школьном уровне:
•

общешкольные

праздники,

мероприятия-со-бытийного

характера

в

соответствии с Моделью со-бытийного образовательного дизайна, в которых
участвуют все классы Школы;
•

торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на

следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в Школе и развивающие школьную идентичность детей;
•

церемонии награждения (по итогам четвертей и года) школьников и

педагогов за активное участие в жизни Школы, защиту чести Школы в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие Школы.
Это

способствует

поощрению

социальной

активности

детей,

развитию

позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
на уровне классов:
•

участие школьных классов в реализации основных школьных дел;

на индивидуальном уровне:
•

вовлечение, по возможности, каждого ребенка с ОВЗ в основные

школьные дела в одной из возможных для них ролей: исполнителей, ведущих,
декораторов, корреспондентов и т.п.);
•

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении

навыков подготовки, участия, проведения и анализа основных школьных дел;
•

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и

анализа основных школьных дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
•

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с

ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
Самоуправление
Поддержка детского самоуправления в Школе помогает педагогам
20

воспитывать

в

детях

с

ОВЗ

инициативность,

самостоятельность,

ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам
– предоставляет возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что
готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся с ОВЗ младших и
подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, детское самоуправление в Школе трансформировано в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в Школе осуществляется на следующих уровнях:
на уровне Школы:
•

через участие в организации и осуществлении дежурства по Школе;

на уровне классов:
•

через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся

класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих
интересы класса в основных школьных делах;
•

через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за

различные направления работы класса (например, штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
•

через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,

отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей;
на индивидуальном уровне:
•

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и

анализ общешкольных и внутриклассных дел;
•

через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую

роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п..
Профориентация
Совместная деятельность педагогических работников и учащихся по
направлению «Профориентация» включает профессиональное просвещение,
диагностику и консультирование по вопросам профориентации, организацию
профессиональных проб учащихся.
21

В рамках реализации программы профориентационной работы Школа
сотрудничает с Профессиональным Лицеем № 78 им. О.В.Терёшкина, Центром
занятости населения города Лесной, Исовским геологоразведочным техникумом.
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
Школы предусматривает:
− профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов, расширяющие знания обучающихся о профессиях, способах выбора
профессий,

особенностях,

условиях

той

или

иной

профессиональной

деятельности;
− циклы профориентационных часов, направленных на подготовку
обучающегося

к

осознанному

планированию

и

реализации

своего

профессионального будущего;
− экскурсии на предприятия города, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
− посещение

профориентационных

выставок,

ярмарок

профессий,

тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
− совместное с педагогами изучение учащимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
− участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
− индивидуальное консультирование педагогом-психологом учащихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,
дарований и иных индивидуальных особенностей учащихся, которые могут
иметь значение в выборе ими будущей профессии;
− освоение учащимися основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в обязательную часть образовательной программы или в
рамках дополнительного образования.

22

Школьный спортивный клуб (формирование здорового образа жизни)
Приоритетной задачей Школы является сохранение и укрепление
физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков. Для
обеспечения системного подхода к деятельности по здоровьесбережению
должны

быть

вовлечены

все

участники

образовательных

отношений.

Систематическая работа при этом будет направлена на:
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в Школе, в
быту, на отдыхе;
-

формирование

представлений

об

информационной

безопасности,

об

отклоняющимся поведении;
- профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение
Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде;
- формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных
представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного
здоровья;
- формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья,
овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во
внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и
спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека,
на процесс обучения и взрослой жизни.
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной
деятельности являются:
- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности учащихся (в
рамках

деятельности

отряда

юных

инспекторов

дорожного

движения,

проведение тематических классных часов, учений и игр по основам
безопасности, оказания первой медицинской помощи);
- мероприятия и проекты, направленные на воспитание ответственного
отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных
привычек,

различных

форм

асоциального
23

поведения,

оказывающих

отрицательное воздействие на здоровье человека;
- мероприятия и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий
физической культурой и спортом;
- мероприятия и проекты, направленные на формирование здорового образа
жизни и культуры здоровья;
- организация горячего питания;
- реализация системы двигательной активности учащихся как компонента
воспитательной работы Школы.
Профилактика и безопасность
Профилактика девиантного поведения учащихся, конфликтов между
учащимися, учащимися и педагогами — направление деятельности в Школе,
целью которого является создание условий для успешного формирования и
развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных
трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости
участников образовательных отношений к неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе
предусматривает:
− целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в
школе эффективной

профилактической

среды

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
− проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения

безопасности,

выделение

и

психолого-педагогическое

сопровождение групп риска учащихся по разным направлениям (агрессивное
поведение, зависимости и др.);
− проведение коррекционно-воспитательной работы с учащимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (работников социальных служб, правоохранительных органов,
органов опеки и т. д.);
− разработку и реализацию в Школе профилактических программ,
24

направленных на работу как с девиантными учащимися, так и с их окружением,
сообществами

класса,

сверстников,

Школы

в

целом,

организацию

межведомственного взаимодействия;
− вовлечение учащихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков,
реализуемые в Школе и в социокультурном окружении с учащимися, педагогами,
родителями

(антинаркотические,

антиалкогольные,

против

курения,

безопасность в цифровой среде, профилактика вовлечения в деструктивные
группы

в

социальных

объединения,

культы,

безопасность

на

сетях,

деструктивные

субкультуры,

воде,

на

молодежные,

безопасность

транспорте,

религиозные

дорожного

противопожарная

движения,

безопасность,

гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и
т. д.);
− организацию
одобряемого

превентивной

поведения,

развитие

работы
у

со

учащихся

сценариями
навыков

социально

саморефлексии,

самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
−

поддержку инициатив учащихся, педагогов в сфере укрепления

безопасности жизнедеятельности в Школе, профилактики правонарушений,
девиаций,

организация

деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению — познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт),
значимое

общение,

любовь,

творчество,

деятельность

(в

том

числе

профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);
− предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в Школе маргинальных групп
учащихся (оставивших обучение, криминальной направленности, агрессивного
поведения и др.).
Добровольчество и волонтёрство
Целью, действующего на базе Школы добровольческого (волонтерского)
отряда «Юный помощник», является развитие социальной самореализации
учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности,
25

оказание посильной поддержки в решении актуальных проблем местного
сообщества. Основными задачами добровольческого (волонтерского) движения
являются:
- дать учащимся с ОВЗ элементарные знания об идеях добровольчества и
волонтёрства;
-

создавать оптимальные условия для участия детей в социально-значимых

акциях;
- участвовать в подготовке и проведении массовых социально-культурных,
информационно-просветительских и спортивных мероприятиях;
- налаживать сотрудничество с социальными партнерами для совместной
социально-значимой деятельности;
- воспитывать активную гражданскую позицию, формировать лидерские и
нравственно-этические качества.
Принципы деятельности волонтерского (добровольческого) движения:
Добровольность – никто не может быть принужден действовать в качестве
добровольца, добровольцы действуют только по доброй воле.
Безвозмездность – труд добровольцев не оплачивается, добровольцы оказывают
безвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу.
Ответственность – добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу –
принимают на себя личную ответственность за ее качественное выполнение и
доведение до конца.
Уважение – добровольцы уважают достоинство, особенности и культуру всех
людей. Равенство – добровольцы признают равные возможности участия
каждого в коллективной деятельности.
Нравственность – следуя в своей деятельности морально-этическим нормам,
добровольцы,

личным

распространению

в

примером

обществе

содействуют

духовно-нравственных

формированию
и

и

гуманистических

ценностей.
Основными

направлениями

деятельности

волонтерского

(добровольческого) отряда являются:
- досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков);
26

- инклюзивная деятельность;
- трудовая помощь;
- профилактика здорового и безопасного образа жизни;
- творческое развитие (организация творческих мероприятий, поздравлений,
конкурсов, праздников);
- деятельность в рамках охраны окружающей среды.
Формы организации деятельности:
- волонтерская летняя трудовая бригада;
- мероприятия и акции;
- флешмобы;
- проекты;
- фестивали и выставки.
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства Школы
при

соблюдении

требований

законодательства

Российской

Федерации

предусматривает:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
− участие
отдельных

представителей

уроков,

внеурочных

организаций-партнёров
занятий,

в

внешкольных

проведении
мероприятий

соответствующей тематической направленности;
− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− открытые

дискуссионные

площадки

(детские,

педагогические,

родительские, совместные), куда приглашаются представители организацийпартнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни
школы, муниципального образования, региона, страны;
27

− социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

и

т. д.

направленности,

ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Образовательные путешествия, экскурсии
Реализация

воспитательного

потенциала

данного

модуля

Школы

предусматривает:
− внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в Школе учебным
предметам, курсам, модулям;
− организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) учащихся, экскурсии,
походы выходного дня (в музейно-выставочный комплекс, библиотеку, в Парк
патриотического воспитания, на предприятия города Лесной, в исторические
места Урала, на природу) с привлечением к их планированию, организации,
проведению, оценке мероприятия;
− литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) учащихся, (для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших на Урале уральских поэтов
и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны и др.);
− выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся

доверительными

взаимоотношениями,

ответственным

отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
− внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами Школы.

28

Школьный театр
Традиционной формой организации школьной театральной деятельности
является студия «Театр и Дети» (сокращенное название– «ТиД»), которая
представляет собой объединение нескольких стабильных групп участников, где
происходит обучение актерскому мастерству по адаптированной дополнительной
общеобразовательной программе.
Занятия в театральной студии «ТиД» направлены на получение конечного
продукта – постановки, которая, как правило, проигрывается несколько раз для
разных групп зрителей. Занятия в театральной студии помогают школьникам с
ОВЗ совершенствовать звукопроизносительные навыки, увеличивать словарный
запас, повышать культуру речи, что, в свою очередь, помогает преодолевать
робость, неуверенность ребенка с ОВЗ в себе, связанную со сложностями в
межличностной коммуникации. Дети учатся отстаивать свою точку зрения,
уважать мнение других.
Виды театральной деятельности в театральной студии «ТиД»:
- озвучивание ролей кукольного театра;
- мини-спектакли по литературным произведениям.
Формой подведения итогов организации театрализованных представлений
является выступление учащихся перед зрителями в Школе.
Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда Школы является частью уклада и
способом организации ее воспитательной среды, основывается на системе
ценностей, определенных Рабочей программой воспитания Школы, отвечает
требованиям экологичности, природосообразности, эстетичности, безопасности,
обеспечивает учащихся возможностью общения, игры, деятельности и познания.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает:
− оформление внешнего вида, фасада, вестибюля при входе в здание
Школы государственной символикой Российской Федерации;
-

организацию

и

проведение

церемоний

государственного флага Российской Федерации;
29

поднятия

(спуска)

− художественные

изображения

(символические,

живописные,

фотографические) природы Урала, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов Урала;
− портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом,
деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
− информационные стенды в школьных помещениях (вестибюль первого
этажа, рекреации 2 этажа), содержащие в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления педагогов и учащихся и т. п.;
− размещение

регулярно

сменяемых

экспозиций

творческих

работ

учащихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг
друга, фотоотчетов об интересных событиях в Школе;
- организацию и поддержание в Школе звукового пространства позитивной
духовно-нравственной,

гражданско-патриотической

направленности

информационные

(музыка,

сообщения

воспитательной
в

соответствии

календарного плана воспитательной работы), исполнение гимна Российской
Федерации;
− благоустройство, озеленение пришкольной территории;
− благоустройство школьных помещений классными руководителями
вместе с учащимся в своих классах;
− событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных
событий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
− акцентирование внимания учащихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе Школы (стенды, плакаты, инсталляции и
др.).
Предметно-пространственная среда Школы максимально доступна для
всех категорий учащихся с ОВЗ.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Планирование, организацию и реализацию воспитательной деятельности в
30

Школе обеспечивают: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
(далее

–

заместитель

директора

по

УВР),

заместитель

директора

по

воспитательной работе (далее – заместитель директора по ВР), педагогорганизатор,

социальный

педагог,

педагог-психолог,

ответственный

за

организацию профориентационной работы с учащимися, педагог-библиотекарь.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ различных
нозологических

групп

осуществляет

психолого-медико-педагогический

консилиум Школы в соответствии с Положением о психолого-медикопедагогическом консилиуме Школы.
Взаимодействие Школы с субъектами профилактики города (социальные и
правоохранительные

организации)

осуществляет

социальный

педагог

в

соответствии с годовым планом работы Школы и календарным план
воспитательной работы Школы.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Организация

воспитательной

работы

в

Школе

осуществляется

в

соответствии с Положением о классном руководстве и в рамках должностных
инструкций педагогов и членов администрации:
- заместителя директора по УВР;
- заместителя директора по ВР;
- педагога-организатора;
- учителя;
- воспитателя;
- тьютора;
- социального педагога;
- педагога-психолога;
- педагога-библиотекаря.
3.3.

Требования

к

условиям

работы

с

учащимися

с

особыми

образовательными потребностями
В Школе созданы все необходимые условия для воспитания всех категорий
учащихся с ОВЗ, зачисленных на обучение: дети с инвалидностью, учащиеся с
ЗПР, РАС, УО, учащиеся из социально уязвимых групп, дети с отклоняющимся
31

поведением (см. пункт 1.1. Программы «Цель и задачи воспитания учащихся»).
В Школе в полном объеме решаются задачи воспитания учащихся с ОВЗ:
− налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в Школе;
− формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого учащегося;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семей учащихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания детей с ОВЗ педагоги Школы ориентированы
на:
– на формирование личности ребенка с ОВЗ с использованием адекватных
возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
– на создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
детей с ОВЗ разных нозологических групп и их сверстников с использованием
адекватных вспомогательных средств, и педагогических приемов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;
– на личностно-ориентированный подход в организации всех видов
детской деятельности.
Требования к организации среды для детей с ОВЗ отражается в
адаптированных основных образовательных программах для детей каждой
нозологической группы.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции учащихся
Система
социальной

поощрения

успешности

проявлений
учащихся

в

активной
Школе

жизненной
призвана

позиции

и

способствовать

формированию у учащихся ориентации на активную жизненную позицию,
32

инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности учащихся строится на принципах:
− публичности,
обучающихся

о

открытости

награждении,

поощрений

проведение

(информирование

награждений

в

всех

присутствии

значительного числа учащихся – линейка Ступени успеха, при подведении
итогов на массовых мероприятиях);
− соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни Школы,
качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и
существующей в укладе Школы;
− регулировании частоты награждений (по итогам четверти, итогам года);
− сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград одномоментно);
− привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) учащихся, самих учащихся, администрации Школы
или организаций-социальных партнеров Школы;
− размещение

благодарственных

отзывов

в

средствах

массовой

информации (статьи в газете «Вестник»), на официальном сайте Школы.
Классные руководители используют формы поощрения проявлений
активной жизненной позиции учащихся и их социальной успешности:
индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса в Школе осуществляется в соответствии
с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными
результатами обучающихся на уровнях начального общего и основного общего
образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в Школе является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
33

Планирование

анализа

воспитательного

процесса

включается

в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на
изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких
как сохранение уклада Школы, качество воспитывающей среды, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами,
учащимися и родителями (законными представителями);
− развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и
задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с учащимися,
коллегами, социальными партнерами);
− распределённая ответственность за результаты личностного развития
учащихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие учащихся
— это результат как организованного социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной
социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития учащихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по УВР и заместителем директора по ВР с последующим
обсуждением результатов на школьном методическом объединении классных
руководителей, школьных методических объединениях или педагогическом
совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития, учащихся является педагогическое наблюдение.
34

Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах:
- какие проблемы, затруднения в личностном развитии учащихся удалось
решить за прошедший учебный год;
- какие проблемы, затруднения решить не удалось и почем;
- какие новые проблемы, трудности появились;
- над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой совместной деятельности учащихся и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в Школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности учащихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по УВР и заместителем
директора по ВР совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом,
ответственным за организацию профориентационной работы, классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
учащихся. Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности учащихся и педагогических работников являются
анкетирование

и

беседы

с

учащимися

и

их

родителями

(законными

представителями), педагогическими работниками. Результаты обсуждаются на
заседаниях школьных методических объединений, педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- организуемой внеурочной деятельности учащихся;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- проводимых основных школьных дел, мероприятий;
- образовательных путешествий, экскурсий;
- создания и развития предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности школьного спортивного клуба;
- деятельности ученического самоуправления;
- деятельности по профилактике и безопасности;
35

- реализации потенциала социального партнёрства;
- деятельности по профориентации учащихся;
- добровольческой и волонтерской деятельности учащихся;
- работы школьного театра (театральная студия «Театр и Дети»).
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги

самоанализа

оформляются

в

виде

отчета,

составляемого

заместителем директора по УВР в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».