Пояснительная записка
Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоёмкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации
обучающихся.
На ступени начального общего образования в 1-4 классах реализуется
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный план начального общего образования государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Школа
города Лесного, реализующая адаптированные основные общеобразовательные
программы» (далее – Школа) на 2025–2026 учебный год формируется в
соответствии:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями от 29.09.2025 № 368-ФЗ);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2024г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от
24.11.2022г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы начального общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»;
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от
26.06.2025 № 495 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установлении предельного срока
использования исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними
учебных пособий» (зарегистрирован 28.07.2025 № 83082);
Постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (c изменениями и дополнениями от 30 августа 2024 г.);
- Закона Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ «Об
образовании в Свердловской области» (с изменениями на 10 июня 2025 года N
40-ОЗ);
2
Адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования ГБОУ СО «Школа города Лесного» (вариант
7.2) (далее – АООП НОО).
Учебный план является важным нормативным
документом,
обеспечивающим реализацию адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Учебный год начинается 1 сентября 2025 года, заканчивается 26 мая 2026
года.
Учебный год делится на четверти, продолжительность которых
устанавливается годовым календарным учебным графиком школы.
Продолжительность учебного года начального общего образования
составляет: 33 недели в 1 классе и 34 недели во 2 – 4 классах.
В учебном плане представлены восемь предметных областей и
коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное
восприятие мира, с учётом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область
включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, реализующих АООП НОО обучающихся с
ЗПР, и учебное время, отводимое на их изучение по годам (классам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с ЗПР:
− формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также
его интеграцию в социальное окружение;
− готовность обучающихся к продолжению образования на уровне
основного общего образования;
− формирование основ нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
− формирование здорового образа жизни, элементарных правил
поведения в экстремальных ситуациях;
− личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью.
Обязательная часть представлена предметными областями: «Русский язык
и литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика»,
3
«Обществознание и естествознание», «Основы религиозных культур и светской
этики», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».
Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го
класса. На его изучение отводится 1 час в неделю.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В 1 классе эта часть
отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся во 2 – 4 классах, использовано на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части. Из части учебного плана, формируемой
участниками образовательного процесса добавлены часы:
– 2 «А» класс: по 1 часу на предметы «литературное чтение» и
«математика»;
– 3 «А» и 3 «Б» классы: по 1 часу на предметы «русский язык» и
«математика»;
– 4 «А» класс: по 1 часу на предметы «русский язык» и «литературное
чтение».
Количество часов, отведённых на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками
образовательного процесса, в совокупности не превышает величину
максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в
соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» и постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил
и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Максимальная недельная нагрузка в 1 классе составляет 21 час при
пятидневной учебной неделе, что соответствует санитарно-эпидемиологическим
требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных
организациях (СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»). Максимальная нагрузка во 2 – 4 классах при пятидневной учебной
неделе – 23 часа, что соответствует требованиям СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодёжи».
Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их
выполнения в следующих пределах: 2 – 3 классы – до 1,5 часа, 4 классы – до 2
часов.
4
Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
− использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в
сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре –
по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый
− обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий;
− организуются дополнительные недельные каникулы (9 календарных
дней) в середине третьей учебной четверти.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса в образовательной организации. Количество часов, отводимых в
неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в
том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область).
Основные направления внеурочной деятельности:
1.
Коррекционно-развивающая область.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными),
направленными
на
коррекцию
недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а
также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию
отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие
пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
обучающихся. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение
учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные
занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия – до 40 минут.
2.
Спортивно-оздоровительная деятельность. В 1 – 4 классах проходят
внеурочные занятия «Здравушка», направленные на формирование здорового
образа жизни, развитие физической активности и двигательных навыков.
3.
Функциональная грамотность. Занятия по функциональной
грамотности направлены на развитие у учащихся с ЗПР способностей к
творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной
ситуации.
Продолжительность учебной недели – 5 дней. Пятидневная учебная неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР.
Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся начального
общего образования.
5
Задача промежуточной и итоговой аттестации – определение уровня
обученности и уровня успешности обучающихся, своевременная корректировка
программ, форм, методов обучения.
Формы, методы, порядок промежуточной и итоговой аттестации.
Аттестационные материалы и форма проведения промежуточной и
итоговой аттестации разрабатываются и определяются администрацией и
педагогами методических объединений учителей-предметников.
Промежуточная аттестация проводится во 2-4 классах по всем учебным
предметам по четвертям.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится письменно в виде
контрольных работ по русскому языку (диктант с грамматическим заданием) и
математике (контрольная работа), тестовых работ по всем остальным предметам
в соответствии с рабочей программой по предмету.
Промежуточная аттестация во 2-4 классах проводится в последние 2
недели учебного года.
При оценке результатов в первом классе исключается система балльного
(отметочного) оценивания.
Со 2 по 4 классы обучающиеся получают оценки по всем предметам
учебного плана.
Итоговые контрольные работы проводятся не позднее, чем за 2 недели до
окончания учебного года.
В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в
санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении
при лечебном учреждении.
В ГБОУ СО «Школа города Лесного» действует 5-балльная шкала
отметок: «5» – отлично, «4» – хорошо, «3» – удовлетворительно, «2» –
неудовлетворительно.
Текущие, итоговые промежуточные и итоговые годовые результаты
учеников 2-4 классов оцениваются по 5-й балльной системе: «5», «4», «3», «2».
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы,
взаимодополняющие друг друга: стандартизированные письменные и устные
работы, проекты, практические работы, творческие работы, наблюдение и др.
Школа определяет следующие формы контроля: текущий контроль,
промежуточный контроль, годовой контроль.
Обучающимся, пропустившим 70% и более учебных занятий в течение
четверти, может быть выставлена промежуточная итоговая оценка только после
успешной сдачи контрольных работ (форму и дату контрольной работы
утверждает Педагогический Совет) или делается запись н/а (не аттестован).
Ответственность за прохождение пропущенного учебного материала возлагается
на обучающегося и его родителей (законных представителей).
Обучающийся, получивший в конце учебного года итоговую годовую
запись «н/а» или «2» по одному или нескольким учебным предметам по
согласованию с родителями (законными представителями), переводится в
следующий класс условно или оставляется на повторное обучение. При
6
условном переводе в течение следующего учебного года неуспеваемость по
данному предмету ликвидируется в форме письменной контрольной работы.
Ответственность за ликвидацию неуспеваемости возлагается на родителей
(законных представителей) обучающегося (Федеральный закон от 29.12.2012 №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 58).
Годовая отметка выставляется на основании четвертных отметок по
предмету.
Учебный план обеспечен общеобразовательными программами,
методической литературой и учебными пособиями, рекомендованными и
допущенными для работы Министерством просвещения Российской Федерации.
Язык обучения – русский, иностранный язык – немецкий.
Учебный план вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
7
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 – 4 классы на 2025 – 2026 учебный год (недельный)
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской
этики
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Всего
Классы 1 «А» 2 «А» 3 «А» 3 «Б» 4 «А»
Обязательная часть
Русский язык
5
5
4
4
4
22
Литературное чтение
4
4
4
4
3
19
Иностранный язык
1
1
1
3
(немецкий)
Математика
4
4
4
4
4
20
Окружающий мир
2
2
2
2
2
10
-
-
-
-
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
3
3
3
3
3
15
21
21
21
21
21
105
0
2
2
2
2
8
-
1
1
-
1
-
1
1
3
2
-
1
1
1
-
3
33
693
34
782
34
782
34
782
34
782
169
3821
21
23
23
23
23
113
10
10
10
10
10
50
7
7
7
7
7
35
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
2
2
1
2
10
10
5
10
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
3
3
3
3
3
15
1
1
1
31
1
1
1
33
1
1
1
33
1
1
1
33
1
1
1
33
5
5
5
163
Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
Технология
Труд (технология)
Адаптивная физическая
Физическая культура
культура
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение
Литературное чтение
Математика и
Математика
информатика
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая недельная нагрузка
(итого)
Внеурочная деятельность
(включая коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область:
• коррекционно-развивающие занятия
(пед.работники):
- психологические занятия;
- логопедические занятия.
• ритмика (учителя)
• ИГЗ предметной направленности (учителя):
- восполнение пробелов в знаниях по русскому
языку;
- восполнение пробелов в знаниях по математике.
Другие направления внеурочной деятельности
(учителя):
- Разговоры о важном;
- «Здравушка»;
- курс функциональной грамотности.
Всего:
8
УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 – 4 классы на 2025 – 2026 учебный год (годовой)
Предметные области
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Основы религиозных
культур и светской
этики
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Классы 1 «А» 2 «А» 3 «А» 3 «Б» 4 «А»
Обязательная часть
Русский язык
165
170
170
170
170
Литературное чтение
132
136
136
136
136
Иностранный язык
68
68
68
68
(немецкий)
Всего
845
676
272
Математика
132
136
136
136
136
676
Окружающий мир
66
68
68
68
68
338
-
-
-
-
34
34
33
34
34
34
34
169
33
33
34
34
34
34
34
34
34
34
169
169
99
68
68
68
68
371
693
748
748
748
782
3719
0
68
68
68
68
272
-
34
34
-
34
-
34
34
102
68
-
34
34
34
-
102
33
693
34
782
34
782
34
782
34
782
169
3821
21
23
23
23
23
113
330
340
340
340
340
1690
132
136
136
136
136
676
66
66
33
66
68
68
34
68
68
68
34
68
68
68
34
68
68
68
34
68
338
338
169
338
33
34
34
34
34
169
33
99
33
33
33
1023
34
102
34
34
34
1122
34
102
34
34
34
1122
34
102
34
34
34
1122
34
102
34
34
34
1122
169
507
169
169
169
5511
Основы религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство
Искусство
Музыка
Технология
Труд (технология)
Адаптивная физическая
Физическая культура
культура
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательного процесса
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение
Литературное чтение
Математика и
Математика
информатика
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая недельная нагрузка
(итого)
Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую область):
коррекционно-развивающая область:
• коррекционно-развивающие занятия
(пед.работники):
- психологические занятия;
- логопедические занятия.
• ритмика (учителя)
• ИГЗ предметной направленности (учителя):
- восполнение пробелов в знаниях по русскому
языку;
- восполнение пробелов в знаниях по математике.
Направления внеурочной деятельности (учителя):
- Разговоры о важном;
- «Здравушка»;
- курс функциональной грамотности.
Всего:
9