Пояснительная записка Учебный план начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Школа города Лесного, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (далее – Школа) на 2024 – 2025 учебный год составлен в соответствии следующих документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 24.09.2022 № 371 ФЗ); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2024г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 24.11.2022г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников»; Приказа Министерства просвещения РФ от 21.07.2023 № 556»О внесении изменений в приложение № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; - Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 02.08.2023 года; Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ГБОУ СО «Школа города Лесного» (вариант 7.2) (далее – АООП НОО). 2 Учебный план является важным нормативным документом, обеспечивающим реализацию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. В учебном плане представлены восемь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, реализующих АООП НОО обучающихся с ЗПР, и учебное время, отводимое на их изучение по годам (классам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: • формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; • готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования; • формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательная часть представлена предметными областями: «Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство», «Технология», «Физическая культура». Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В 1 классе эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся во 2 – 4 классах, использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части. Из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, в 3 классе добавлен 1 час на предмет «Иностранный (немецкий) язык»; в 4 классе добавлены по 0,5 часа на 3 предмет «Родной (русский) язык» и по 0,5 часа на предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке». Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» и постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521«Гигиенические нормы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Максимальная недельная нагрузка в 1 классе составляет 21 час при пятидневной учебной неделе, что соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»). Максимальная нагрузка во 2 – 4 классах при пятидневной учебной неделе – 23 часа, что соответствует требованиям СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; • организуются дополнительные недельные каникулы (9 календарных дней) в середине третьей учебной четверти. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционно-развивающую область). Основные направления внеурочной деятельности: 1. Коррекционно-развивающая область. 4 Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия – до 40 минут. 2. Спортивно-оздоровительная деятельность. В 1 – 4 классах проходят занятия «Здравушка», направленные на формирование здорового образа жизни, развитие физической активности и двигательных навыков. 3. Функциональная грамотность. Занятия по функциональной грамотности направлены на развитие у учащихся с ЗПР способностей к творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации. Продолжительность учебной недели – 5 дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. Учебный план обеспечен общеобразовательными программами, методической литературой и учебными пособиями, рекомендованными и допущенными для работы Министерством просвещения Российской Федерации. Язык обучения – русский, иностранный язык – немецкий. 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 – 4 классы на 2024 – 2025 учебный год (недельный) Предметные области Учебные предметы Классы Количество часов в неделю Всего 1 «А» 2 «А» 3 «А» 4 «А» класс класс класс класс Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Русский язык 5 5 4 4 18 Литературное чтение Иностранный язык (немецкий) 4 - 4 - 4 1 3 1 15 2 Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 Основы религиозных культур и светской этики - - - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 4 4 3 3 3 3 12 21 21 21 21 84 Музыка Изобразительное искусство Труд (технология) Физическая культура (Адаптивная физическая культура) Итого: Часть, формируемая участниками образовательного процесса Максимально допустимая недельная нагрузка (итого): Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область): коррекционно-развивающая область: коррекционно-развивающие занятия (пед.работники): - психологические занятия; - логопедические занятия. ритмика (учителя) ИГЗ предметной направленности (учителя): - восполнение пробелов в знаниях по русскому языку; - восполнение пробелов в знаниях по математике. Направления внеурочной деятельности (учителя): - Разговоры о важном; - «Здравушка»; - курс функциональной грамотности. Всего: – 21 2 23 2 23 2 23 6 90 10 10 10 10 40 3 3 3 3 12 1 2 1 2 1 2 1 2 4 8 1 2 1 1 4 1 1 2 31 1 2 1 1 4 1 1 2 33 1 2 1 1 4 1 1 2 33 1 2 1 1 4 1 1 2 33 4 8 4 4 16 4 4 8 130 6