Пояснительная записка Учебный план основного общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Школа города Лесного, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (далее – Школа), реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2), обеспечивает достижение обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, установленных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Учебный план Школы сформирован в соответствии следующих нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 24.09.2022 № 371 ФЗ); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 № 72653); Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников»; Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2023 № 556 «О внесении изменений в приложение № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников»; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»; 2 Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78–ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (с изменениями на 02.08.2023 года; Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования ГБОУ СО «Школа города Лесного» (вариант 7.2) (далее – АООП НОО). Учебный план АООП ООО ЗПР (вариант 7.2): фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план АООП ООО ЗПР (вариант 7.2) обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и предусматривает нормативный срок освоения АООП ООО ЗПР (вариант 7.2) 5 лет (5–9 классы). Учебный год начинается 2 сентября 2024 года, заканчивается 26 мая 2025 года. Учебный год делится на четверти, продолжительность которых устанавливается годовым календарным учебным графиком школы. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Учебный план обеспечивает реализацию АООП ООО ЗПР (вариант 7.2) на русском языке. Для профилактики переутомления обучающихся, в годовом календарном учебном графике предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени и каникул, продолжительность которых составляет не менее 9 календарных дней. Учебные занятия проводятся в первую смену пятидневной рабочей недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СП 2.4.3648-20. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 5 – 6 классов – не более 6 уроков; для обучающихся 7 – 9 классов – не более 7 уроков. Начало уроков в 08 часов 30 минут. Продолжительность урока составляет 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Для устранения перегрузки обучающихся во время урока в каждом классе проводятся физкультурные паузы и гимнастика для глаз, предусмотренная СП 2.4.364820. Объём домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): в 5 классах – 2 ч., 3 в 6-8 классах – до 2,5 ч. в 9 классах – 3,5 часа. Коррекционно-развивающие занятия проводятся как в первую половину, так и во вторую половину дня с перерывом не менее 30 минут после последнего урока. Таким образом, удаётся обеспечить достаточный отдых обучающихся, равномерно распределить в течение дня все необходимые учебные нагрузки. Формы промежуточной аттестации Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация в школе проводятся в соответствии с Положением «О текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся являются объектом внутренней системы оценки качества образования в школе и отражают динамику достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ основного общего образования. Промежуточная аттестация проводится по итогам каждой учебной четверти, учебного года. Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся осуществляется по пятибалльной системе (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5). Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, предусмотренному учебным планом. Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется в электронном журнале. Отметка обучающемуся за четверть выставляется на основе результатов текущего контроля. В случае, если рекомендуемая отметка составляет 2,5, 3,5, 4,5 обучающемуся выставляется отметка с учётом правил математического округления (в пользу обучающегося). Отметка обучающемуся за учебный год выставляется на основе результатов промежуточной аттестации по итогам всех учебных четвертей с учётом применения правила нахождения среднего арифметического: отметки по итогам учебных четвертей складываются и делятся на количество учебных периодов. В случае, если результат расчета составляет 2,5, 3,5, 4,5, обучающемуся выставляется отметка с учётом правил математического округления (в пользу обучающегося). Школа при реализации АООП ООО ЗПР (вариант 7.2) выбирает: учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчёта: 4 не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ. Учебный план может быть реализован с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Статья 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Реализация учебного плана с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий может осуществляться с применением информационно-коммуникационной платформы «Сферум» и цифровой образовательной среды ФГИС «Моя школа». 5 УЧЕБНЫЙ ПЛАН 5 – 9 классы на 2024 – 2025 учебный год (недельный) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю 5 «А» класс 6 «А» класс 7 «А» 7 «Б» класс класс 8 «А» класс 8 «Б» класс 9 «А» класс Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 5 6 4 4 4 4 4 31 Литература 3 3 2 2 2 2 3 17 Иностранные языки Иностранный язык (немецкий) 3 3 3 3 3 3 3 21 Математика и информатика Математика 5 5 Общественнонаучные предметы Алгебра 3 3 3 3 3 15 Геометрия 2 2 2 2 2 10 Вероятность и статистика 1 1 1 1 1 5 Информатика 1 1 1 1 1 5 2 2 2 2 2 2 14 1 1 1 1 1 1 6 1 2 2 2 2 2 12 2 2 2 2 3 11 2 2 2 6 2 2 2 10 История 2 Обществозна ние География Естественнонаучные предметы 10 1 Физика Химия Биология 1 Основы духовнонравственной культуры России ОДНКНР 1 Искусство Музыка 1 1 1 1 4 Изобразитель ное искусство 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 2 2 2 2 2 2 1 13 Физическая культура Адаптивная физическая культура 2 2 2 2 2 2 2 14 1 1 1 1 6 Основы безопасности и защиты Родины Основы безопасности и защиты Родины Итого 27 28 30 30 1 1 1 3 32 32 33 212 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 2 2 2 1 1 – 10 29 30 32 32 33 33 33 222 10 10 10 10 10 10 10 70 Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)» (пед.работники) 3 3 3 3 3 3 2 20 Коррекционный курс: «Логопедические занятия» (пед.работники) 2 1 1 1 1 1 – 7 Другие направления внеурочной деятельности: 5 6 6 6 6 6 8 43 ИГЗ предметной направленности (учителя): - восполнение пробелов в знаниях по русскому языку - восполнение пробелов в знаниях по математике 2 2 2 2 2 2 2 14 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 Разговоры о важном (учителя) 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 6 2 2 2 2 2 2 4 16 1 1 1 1 1 1 1 7 2 2 Максимально допустимая недельная нагрузка (итого): Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область) Россия – мои горизонты (учителя) Другие (итого): Спортивный час (учитель) Курс функциональной грамотности (учителя) Страницы истории (учитель) 1 1 Техническое моделирование (учитель) ВСЕГО: 39 40 2 1 1 1 1 1 5 42 42 43 43 43 292 7 Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Предметная область «Технология» включает в себя учебный предмет «Труд (технология)», который предусматривает деление классов по гендерному разделению (на девочек и мальчиков) (– 13 часов федерального компонента). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, с целью удовлетворения различных интересов, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на одного обучающегося. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом учебного плана. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС ООО, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию дефекта развития обучающихся с задержкой психического развития и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Внеурочная деятельность формируется из часов, необходимых для обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ и в сумме составляет не более 10 часов в неделю на каждый класс, из которых не менее 5 часов предусматривается на реализацию обязательных занятий коррекционно-развивающей области, остальные часы – на внеурочную деятельность по другим направлениям. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия проводятся с одним обучающимся продолжительностью до 25 минут. Частота посещений индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для каждого обучающегося определяется решением школьного психолого-медико-педагогического консилиума по результатам проведенной психолого-педагогической и логопедической диагностик. Групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися проводятся в соответствии с расписанием занятий внеурочной деятельности. Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в процессе освоения АООП ООО ЗПР (вариант 7.2) реализуется в урочное и внеурочное время и осуществляется специалистами службы психолого-медико-педагогического сопровождения: педагогами-психологами, учителями-логопедами, медицинскими работниками. Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждом уровне общего образования. Учебный план вступает в силу со 2 сентября 2024 года. 8