РПВ НОО 2023

ПРИНЯТО:

УТВЕРЖДЕНО:

педагогическим советом

директор

ГБОУ СО «Школа города Лесного»

ГБОУ СО «Школа города Лесного»

Протокол от «31» августа 2023г. № 1

Л.Н. Афанасьева
Приказ от «31» августа 2023г. № _212__

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНОЙ
ПРОГАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области
«Школа города Лесного, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания начального общего образования ГБОУ
СО «Школа города Лесного» (далее – Программа, Школа) является обязательной
частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования ГБОУ СО «Школа города Лесного» обучающихся с ОВЗ
(далее - АООП НОО ОВЗ). Программа разработана с учётом Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.
от 17.02.2023 г.), государственной политики в сфере воспитания, Стратегии
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и
Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 гг. (Распоряжение
Правительства

РФ

от

12.11.2020

№

2945-р),

Стратегии

национальной

безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400),
требованиями Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам

воспитания

обучающихся»,

федеральных

государственных

образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с
ограниченными

возможностями

здоровья

(далее

–

ФГОС

НОО

ОВЗ),

утвержденный Приказом Минпросвещения РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598), в
соответствии с приказом Минпросвещения РФ от 11.12.2020 № 712 «О внесении
изменений

в

некоторые

федеральные

государственные

образовательные

стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»,
«Методическими

рекомендациями по организации воспитательной работы с

обучающимися с ОВЗ в образовательных организациях», разработанными
ФГБНУ

“Институт

коррекционной

педагогики

Российской

академии

образования» 2021 год, в соответствии с Федеральной адаптированной
образовательной программой начального общего образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФАОП НОО), (утв. Приказом
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023).
Программа является открытым документом, то есть предполагается
возможность гибкого внесения изменений по внутренним и внешним причинам,
2

связанным с изменениями условий в образовательной среде школы или в системе
образования в целом.
РАЗДЕЛ I. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники Школы, учащиеся, их родители (законные представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного
процесса

в

локальными

соответствии
актами

с

законодательством

Школы.

Родители

Российской

(законные

Федерации,

представители)

несовершеннолетних учащихся имеют преимущественное право на воспитание
своих детей. Содержание воспитания учащихся в Школе определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания учащихся.
Вариативный компонент содержания воспитания учащихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29
мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере
воспитания

детей

является

развитие

высоконравственной

личности,

разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей
актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в
условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите
Родины.
1.1. Цель и задачи воспитания учащихся
Цели воспитания в Школе
- создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства;
3

- формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного

отношения

к

культурному

наследию

и

традициям

многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Данные

цели

ориентируют

педагогических

работников

и

других

специалистов Школы, принимающих участие в реализации Программы на
обеспечение позитивной динамики развития личности каждого ребенка с учетом
его особых потребностей в части воспитания.
Задачи воспитания учащихся с ОВЗ в Школе:
- усвоение учащимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей,
традиций, которые выработало российское общество (социально значимых
знаний);
- формирование и развитие личностных отношений у учащихся к этим
нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
- приобретение учащимися, соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и
социальных отношений, применения полученных знаний;
- достижение учащимися личностных результатов освоения АООП НОО
ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. Личностные результаты освоения
учащимися АООП НОО ОВЗ включают осознание российской гражданской
идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы,
готовность учащихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в Школе планируется и осуществляется на
основе

аксиологического,

антропологического,

культурно-исторического,

системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом
принципов

воспитания:

гуманистической
4

направленности

воспитания,

совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности.
1.2. Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
Школы по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО
ОВЗ:
- гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту
тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и
обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
- духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание
честности,

доброты,

милосердия,

сопереживания,

справедливости,

коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков;
- эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
- физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в
природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,
5

личностное

самовыражение

в

продуктивном,

нравственно

достойном

труде

в

российском

обществе,

достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3. Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые

ориентиры

определены

в

соответствии

с

инвариантным

содержанием воспитания учащихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных)

ценностей,

обеспечивают

единство

воспитания,

воспитательного пространства
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о своей стране, Родине – России, ее территории,
расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и сознающий свою
принадлежность к общности граждан России, проявляющий уважение к
своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему
своей

малой

родины,

родного

края,

своего

народа,

российского

государства.
Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и
обязанностях, ответственности в обществе.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
6

России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников
Отечества, проявляющий к ним уважение.
Принимающий участие в жизни класса, Школы, в доступной по возрасту
социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий

ценность

каждой

человеческой

жизни,

признающий

индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным
нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного
языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Проявляющий

интерес

и

уважение

к

отечественной

и

мировой

художественной культуре.
Проявляющий

стремление

к

самовыражению

в

разных

видах

художественной деятельности, искусстве..
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
7

том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий

и

принимающий

свою

половую

принадлежность,

соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
Трудовое воспитание
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий

готовность

в

своей

деятельности

придерживаться

экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
Обладающий

первоначальными

представлениями

о

природных

и

социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий

первоначальные

навыки

наблюдений,
8

систематизации

и

осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях знания.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1. Уклад Школы
Специфика расположения школы. Здание Школы находится по адресу:
Свердловская область, г. Лесной ул. Ленина дом 30; ул. К. Маркса дом 17 А.
Школа работает в двух школьных зданиях.
Территориальные особенности. Район, в котором расположена Школа –
это центральный район исторической части закрытого административнотерриториального образования город Лесной. Здесь располагаются учреждения
культурно-досугового

типа:

социально-культурно-досуговый

центр

«Современник», сквер имени Ю.А. Гагарина, центральная городская детская
библиотека имени А.П. Гайдара, музейно-выставочный комплекс. В шаговой
доступности от Школы находится социально-реабилитационный центр для
несовершеннолетнего города Лесного. Таким образом, социально-культурное
окружение Школы является

источником положительного воспитательно-

образовательного влияния на учеников.
Особенности контингента. В Школе обучаются различные категории детей
с ОВЗ: дети с ЗПР, дети с умственной отсталостью (интеллектуальной
недостаточностью (далее – УО), дети с расстройством аутистического спектра
(далее – РАС). Школа принимает учащихся из всех районов города и соседних
городов и посёлков: многодетные семьи, социально незащищённые семьи,
опекаемые дети, дети из семей с разным материальным положением. В Школе
на 1 сентября 2022 года 136 учащихся. Необходимо отметить, что все классные
коллективы сформированы в соответствии с рекомендациями территориальной
психолого-медико-педагогической комиссии.
Значимые партнеры Школы.

В течение многих лет Школа активно

сотрудничает с социальными партнерами: СКДЦ «Современник», Центральной
городской детской

библиотекой им. А.П. Гайдара, музейно-выставочным

комплексом, Центральной городской библиотекой имени П.П. Бажова, МБОУ
9

ДО «Центр детского творчества",
МБДОУ

«Детский

сад

№

22

ГБОУ СО «Школа № 1 города Лесного»,
«Яблонька»,

МБУ

«Центр

психолого-

педагогической, социальной и медицинской помощи», отделом МВД России по
городскому округу «город Лесной», ФГКУ "Специальное управление ФПС № 6
МЧС России", ОГИБДД ОМВД России по ГО город Лесной, территориальной
комиссией КДН и ЗП г. Лесного, Управлением социальной политики города
Лесного, СДЮСШОР «Факел» г. Лесной, Войсковая Часть 3275.
Значимые воспитательные находки Школы:
- Создание ситуации успеха для каждого учащегося Школы.
- Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность, творческие дела.
-

Использование

со-бытийного

подхода

как

продуктивной

технологии

воспитательной работы с учащимися с ОВЗ в целях организации межклассного и
межвозрастного взаимодействия учащихся, их познавательной и социальной
активности.
- Обеспечение стопроцентного охвата внеурочной деятельностью всех категорий
учащихся за счет имеющегося профессионального ресурса педагогов Школы с
привлечением педагогов дополнительного образования.
Основные принципы взаимодействия учащихся и педагогов Школы:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка с ОВЗ,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в Школе;
- ориентир на создание в Школе психологически комфортной среды для всех
категорий учащихся и взрослых;
- реализация процесса воспитания, главным образом, через создание в Школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли учащихся и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
10

Основные традиции воспитания Школы:
- формирование у учащихся толерантности к поведенческим особенностям
различных категорий детей с ОВЗ (ЗПР, УО, РАС, отклоняющееся поведение);
- включение учащихся всех категорий (ЗПР, УО, РАС, отклоняющееся поведение)
в основные школьные дела, мероприятия школьного, городского, регионального
и международного уровней;
− создание условий для обеспечения по мере взросления ученика его растущей
роли в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
−отсутствие соревновательности между классами в проведении общешкольных
дел,

поощрение

конструктивного

межклассного

и

межвозрастного

взаимодействия школьников, их социальной активности;
− ориентирование педагогов Школы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, на установление в них доброжелательных взаимоотношений,
отношений взаимопощи;
- реализация классным руководителем по отношению к учащимся защитной,
личностно-развивающей, организационной, посреднической функций.
2.2. Воспитывающая среда Школы
В Школе создана воспитывающая культурная среда, которая неразрывно
связана с процессом обучения. Для организации воспитательно-образовательной
деятельности в Школе активно используется метод проектирования. Одним из
направлений

воспитательной

работы

Школы

является

проектирование

образовательно-со-бытийной внеурочной деятельности. Модель со-бытийного
образовательного дизайна (далее - Модель) Школы разработана на базе
Международного стандарта ISO 9001:2015. Применение процессного подхода
системы менеджмента качества в Школе позволяет:
− улучшить общие результаты деятельности Школы;
− обеспечить

прочную

основу

для

реализации

профессиональных

инициатив педагогов;
− создать

плановую

наполнению

работу

внеурочной

всего

педагогического

деятельности
11

полезным

коллектива
контентом

по
с

возможностью объективной оценки результативности деятельности;
− обеспечить учёт и проработку внешних и внутренних рисков, которые
могут повлиять на достижение поставленных целей;
− способствовать устойчивому развитию воспитательной составляющей
учреждения.
Внедрение процессного подхода на основе ISO 9001:2015 в планирование,
реализацию

и

постоянное

улучшение

внеурочной

работы,

является

стратегическим решением руководства Школы.
В центре Модели – ученик Школы, который задействован на всех этапах
разработки, создания, ожидания, подготовки, реализации и анализа результатов
осуществления

образовательно-со-бытийного

проекта.

Ученик

является

основным звеном Модели.
Любое

образовательное

СО-БЫТИЕ

способствует

инициированию

образовательной активности учащихся, их включению в разные формы
образовательной коммуникации, интересу к созданию и презентации продуктов.
Реализация мульти тематических образовательных СО-БЫТИЙ в Школе,
позволяет насытить школьную жизнь учеников яркими, запоминающимися
эпизодами, вызывающими у них позитивный эмоциональный отклик. Вместе с
тем, это позволяет в игровой форме преподносить им важную учебную
информацию.
Использование

Модели

со-бытийного

образовательного

воспитательно-образовательном процессе позволяет

дизайна

в

не только повышать

позитивный настрой ребят во время их пребывания в школе, мотивацию к
конструктивному общению со сверстниками и учителями, формировать
сплочённые команды одноклассников, но и в интерактивно-игровом формате
выдавать большой объём материала образовательной программы, создавать
новую для всех участников образовательных отношений модель воспитывающей
и развивающей культурной среды Школы.
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
12

выше представленных направлений воспитательной работы Школы. Каждое из
них отражено в соответствующем модуле воспитания (инвариатный и
вариативный)

и

реализуется

через

календарно-тематический

план

воспитательной работы по уровням образования, утвержденными на текущий
учебный год:
Инвариантные модули:
- Урочная деятельность
- Внеурочная деятельность
- Основные школьные дела
- Классное руководство
- Самоуправление
- Профориентация
- Взаимодействие с родителями
Вариативные модули:
- Школьный спортивный клуб
- Профилактика и безопасность
- Добровольчество и волонтёрство
- Социальное партнерство
- Образовательные путешествия, целевые прогулки и экскурсии
- Организация предметно-пространственной среды
Урочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала уроков предусматривает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у учащихся российских традиционных
духовно-нравственных

и

социокультурных

ценностей,

исторического сознания на основе исторического

российского

просвещения; подбор

соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов,
проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по учебным предметам,
курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;
13

- включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами

воспитания,

целевыми

ориентирами

результатов

воспитания;

реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках

предметов,

явлений

и

событий,

инициирование

обсуждений,

высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы - интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде,
способствует развитию критического мышления;
- побуждение учащихся с ОВЗ соблюдать нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие
укладу

образовательной

организации,

установление

и

поддержку

доброжелательной атмосферы;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся,
планирование

и

выполнение

индивидуальных

и

групповых

проектов

воспитательной направленности.
Внеурочная деятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей учащихся осуществляется в рамках
выбранных учащимися курсов, занятий:
- курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной
направленности: курс «Разговор о важном»;
14

- курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов
России,

духовно-историческому

краеведению:

«Страницы

отечественной

истории»;
курсы,

-

занятия

познавательной,

научной,

исследовательской,

просветительской направленности: ….
- курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров: танцевальный кружок «Росток», кружки:

«Подмастерья»,

«Керамика»;
- курсы социальной направленности: программа по профориентации;
- курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: школьный
спортивный клуб; «Здравушка», «Азбука безопасности».
При

организации

внеурочной

деятельности

в

Школе

используется

оптимизационная модель, которая предполагает, что в ее реализации принимают
участие все педагогические работники, в том числе педагоги дополнительного
образования, воспитатели групп продленного дня (далее - ГПД), педагоги
коррекционного профиля, социальный педагог, педагог-библиотекарь. В каждом
классе координирующую роль выполняет классный руководитель, который в
соответствии со своими функциями и задачами взаимодействует:
- с педагогами, педагогами коррекционного профиля, воспитателями ГПД,
педагогами дополнительного образования;
- организует в классе образовательный и воспитательный процесс,
оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в
рамках деятельности общешкольного коллектива;
-

организует

систему

отношений

через

разнообразные

формы

воспитывающей деятельности коллектива класса;
- организует социально значимую, творческую деятельность учащихся.
Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого
образовательного и методического пространства Школы, содержательном и
организационном единстве всех его структур. Ответственность за реальное
воплощение воспитательной деятельности в Школе распределена между
15

педагогическими работниками, так как для коррекционного обучения и
воспитания

детей

с

ОВЗ

и

инвалидностью,

процессы

коррекционно-

развивающего обучения и воспитательной работы взаимосвязаны и фактически
не существуют изолированно.
Классное руководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства Школы
направлена, в первую очередь, на решение задач воспитания и социализации
учащихся. Данная деятельность предусматривает:
- планирование и проведение классных часов целевой воспитательной,
тематической направленности;
- инициирование и поддержку участия класса в основных школьных делах,
мероприятиях, оказание необходимой помощи учащимся в их подготовке,
проведении и анализе;
- организацию интересных и полезных для личностного развития учащихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них учащихся с разными
потребностями, способностями, давать возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
-

сплочение

командообразование,

коллектива
внеучебные

класса
и

через

игры

внешкольные

и

тренинги

мероприятия,

на

походы,

экскурсии, празднования дней рождения учащихся, классные вечера;
- выработку совместно с учащимися правил поведения класса;
- изучение особенностей личностного развития учащихся путём наблюдения
за их поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх,
беседах по нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед с родителями (законными представителями), учителями, а
также (при необходимости) с педагогом-психологом;
- доверительное общение и поддержку учащихся в решении проблем
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами,

успеваемость и т. д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
учащихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями
16

(законными представителями), с другими учащимися класса;
- индивидуальную работу с учащимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
- регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и учащимися с
ОВЗ;
- проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на учащихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
лучше узнавать и понимать учащихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
-

организацию

и

проведение

регулярных

родительских

собраний,

формирование родителей об успехах и проблемах учащихся, их положении в
классе, жизни класса в целом, помощь родителям (законным представителям) и
иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
- создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, Школе;
- привлечение родителей (законных представителей), членов семей,
учащихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и Школе;
- проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований.
Классный руководитель осуществляет взаимодействие с членами психологомедико-педагогического консилиума (далее - ПМПк) Школы:
• информирование членов ПМПк об особенностях развития, социальной
адаптации и поведении детей;
• выполнение рекомендаций ПМПк в соответствие с индивидуальными
программами психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
• участие в анализе эффективности и составлении предложений по
корректировке

индивидуальных

программам
17

психолого-педагогической

и

медико-социальной помощи;
• совместное со специалистами ПМПк консультирование родителей
(законных представителей) по вопросам психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения учащихся.
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
Реализация

воспитательного

потенциала

работы

с

родителями

предусматривает:
− создание и деятельность в Школе, в классах представительных органов
родительского сообщества (родительского комитета Школы, классов и т. п.),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения,
деятельность представителей родительского сообщества в Совете Школы,
Общешкольном родительском комитете;
− тематические

родительские

собрания

в

классах,

общешкольные

собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений детей и педагогов в школе,
условий обучения детей;
− «Дни открытых дверей», в которые родители могут посещать уроки и
внеурочные занятия;
− «Школа заботливых родителей», целью которой является психологопедагогическое

просвещение

родителей

(законных

представителей)

первоклассников по вопросам адаптации детей к условиям школьного обучения;
− работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских
гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с
приглашением специалистов;
− проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам
воспитания, консультации педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского
работника, социального педагога, обмениваться опытом;
− родительские
сообщества,

группы

форумы
с

при

участием

школьном
педагогов,
18

интернет-сайте,
на

которых

интернет-

обсуждаются

интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
− участие

родителей

в

работе

психолого-медико-педагогического

консилиума Школы в случаях, предусмотренных нормативными документами о
психолого-медико-педагогическом

консилиуме

Школы

в

соответствии

с

порядком привлечения родителей;
− привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
классных и основных школьных мероприятий воспитательной направленности;
− при наличии среди учащихся детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей,

приёмных

детей

целевое

взаимодействие

с

их

законными

представителями.
Основные школьные дела
Основные школьные дела – это главные традиционные общешкольные дела,
в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Основные школьные дела обеспечивают включенность в них большого
числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в Школе. Введение основных
школьных дел в жизнь Школы помогает преодолеть мероприятийный характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для
детей.
Реализация

воспитательного

потенциала

основных

школьных

дел

предусматривает:
на внешкольном уровне:
•

социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и

реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего Школу социума;
•

организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания,

праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для
творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об
19

окружающих;
•

участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным

и международным событиям;
на школьном уровне:
•

общешкольные

праздники,

мероприятия-со-бытийного

характера

в

соответствии с Моделью со-бытийного образовательного дизайна, в которых
участвуют все классы Школы;
•

торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на

следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых
социальных статусов в Школе и развивающие школьную идентичность детей;
•

церемонии награждения (по итогам четвертей и года) школьников и

педагогов за активное участие в жизни Школы, защиту чести Школы в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие Школы.
Это

способствует

поощрению

социальной

активности

детей,

развитию

позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу;
на уровне классов:
•

участие школьных классов в реализации основных школьных дел;

на индивидуальном уровне:
•

вовлечение, по возможности, каждого ребенка с ОВЗ в основные

школьные дела в одной из возможных для них ролей: исполнителей, ведущих,
декораторов, корреспондентов и т.п.);
•

индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении

навыков подготовки, участия, проведения и анализа основных школьных дел;
•

наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и

анализа основных школьных дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
•

при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с

ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
20

работы.
Самоуправление
Формирование и развитие детского самоуправления в Школе помогает
педагогам воспитывать в детях с ОВЗ инициативность, самостоятельность,
ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам
– предоставляет возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что
готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся с ОВЗ НОО не всегда удается
самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление в
Школе трансформировано в детско-взрослое самоуправление.
Учащиеся НОО привлекаются педагогами к самоуправлению в Школе на
следующих уровнях:
на уровне класса:
•

через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся

класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих
интересы класса в основных школьных делах;
•

через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за

различные направления работы класса (например, штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с первоклассниками);
на индивидуальном уровне:
•

через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и

анализ внутриклассных дел;
•

через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую

роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п..
Профориентация
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы в
НОО предусматривает:
- профориентационные игры, расширяющие знания учащихся о профессиях,
особенностях, условиях той или иной профессиональной деятельности
(настольно-печатные, интерактивные и пр.);
21

- выставки детских работ, посвященные профессиям родителей (законных
представителей), тематическим дням, профессионально-трудовым праздникам и
др.;
- ознакомление учащихся с основами профессий в рамках дополнительного
образования, образовательных путешествий, экскурсий.
Школьный спортивный клуб (формирование здорового образа жизни)
Приоритетной задачей Школы является сохранение и укрепление
физического, психического и нравственного здоровья детей и подростков. Для
обеспечения системного подхода к деятельности по здоровьесбережению
должны

быть

вовлечены

все

участники

образовательных

отношений.

Систематическая работа при этом будет направлена на:
- развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в Школе, в
быту, на отдыхе;
-

формирование

представлений

об

информационной

безопасности,

об

отклоняющимся поведении;
- профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и выполнение
Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде;
- формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных
представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного
здоровья;
- формирование у учащихся навыков сохранения собственного здоровья,
овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения и во
внеурочное время;
- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и
спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека,
на процесс обучения и взрослой жизни.
Действенными формами работы в данном направлении воспитательной
деятельности являются:
- программы и проекты, направленные на обеспечение безопасности учащихся (в
рамках

деятельности

отряда

юных
22

инспекторов

дорожного

движения,

проведение тематических классных часов, учений и игр по основам
безопасности, оказания первой медицинской помощи);
- мероприятия и проекты, направленные на воспитание ответственного
отношения к состоянию своего здоровья, на профилактику развития вредных
привычек,

различных

форм

асоциального

поведения,

оказывающих

отрицательное воздействие на здоровье человека;
- мероприятия и проекты, направленные на обеспечение условий для занятий
физической культурой и спортом;
- мероприятия и проекты, направленные на формирование здорового образа
жизни и культуры здоровья;
- организация горячего питания;
- реализация системы двигательной активности учащихся как компонента
воспитательной работы Школы.
Профилактика и безопасность
Профилактика девиантного поведения учащихся, конфликтов между
учащимися, учащимися и педагогами — направление деятельности в Школе,
целью которого является создание условий для успешного формирования и
развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных
трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости
участников образовательных отношений к неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в Школе
предусматривает:
− целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в
школе эффективной

профилактической

среды

обеспечения

безопасности

жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
− проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения

безопасности,

выделение

и

психолого-педагогическое

сопровождение групп риска учащихся по разным направлениям (агрессивное
поведение, зависимости и др.);
23

− проведение коррекционно-воспитательной работы с учащимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (работников социальных служб, правоохранительных органов,
органов опеки и т. д.);
− разработку и реализацию в Школе профилактических программ,
направленных на работу как с девиантными учащимися, так и с их окружением,
сообществами

класса,

сверстников,

Школы

в

целом,

организацию

межведомственного взаимодействия;
− вовлечение учащихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков,
реализуемые в Школе и в социокультурном окружении с учащимися, педагогами,
родителями

(антинаркотические,

безопасность

в

цифровой

среде,

безопасность

на

воде,

транспорте,

на

антиалкогольные,
безопасность

против

курения,

дорожного

движения,

противопожарная

безопасность,

гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и
т. д.);
− организацию
одобряемого

превентивной

поведения,

развитие

работы
у

со

учащихся

сценариями
навыков

социально

саморефлексии,

самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению,

-

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества,
деятельности

(в

том

числе

профессиональной,

религиозно-духовной,

благотворительной, художественной и другое);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в образовательной организации групп
обучающихся, оставивших обучение, с агрессивным поведением и другое;
-

профилактику

специальной

расширения

групп,

психолого-педагогической

семей

учащихся,

поддержки

и

требующих

сопровождения

(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные дети24

мигранты, обучающиеся с ОВЗ и другие).
Добровольчество и волонтёрство
Целью, действующего на базе Школы добровольческого (волонтерского)
отряда «Юный помощник», является развитие социальной самореализации
учащихся путем ознакомления с различными видами социальной активности,
оказание посильной поддержки в решении актуальных проблем местного
сообщества. Основными задачами добровольческого (волонтерского) движения
являются:
- дать учащимся с ОВЗ элементарные знания об идеях добровольчества и
волонтёрства;
-

создавать оптимальные условия для участия детей в социально-значимых

акциях;
- участвовать в подготовке и проведении массовых социально-культурных,
информационно-просветительских и спортивных мероприятиях;
- налаживать сотрудничество с социальными партнерами для совместной
социально-значимой деятельности;
- воспитывать активную гражданскую позицию, формировать лидерские и
нравственно-этические качества.
Принципы деятельности волонтерского (добровольческого) движения:
Добровольность – никто не может быть принужден действовать в качестве
добровольца, добровольцы действуют только по доброй воле.
Безвозмездность – труд добровольцев не оплачивается, добровольцы оказывают
безвозмездную помощь и осуществляют безвозмездную работу.
Ответственность – добровольцы, взявшие на себя ту или иную работу –
принимают на себя личную ответственность за ее качественное выполнение и
доведение до конца.
Уважение – добровольцы уважают достоинство, особенности и культуру всех
людей. Равенство – добровольцы признают равные возможности участия
каждого в коллективной деятельности.
Нравственность – следуя в своей деятельности морально-этическим нормам,
добровольцы,

личным

примером

содействуют
25

формированию

и

распространению

в

обществе

духовно-нравственных

и

гуманистических

ценностей.
Основными

направлениями

деятельности

волонтерского

(добровольческого) отряда являются:
- досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков);
- инклюзивная деятельность;
- трудовая помощь;
- профилактика здорового и безопасного образа жизни;
- творческое развитие (организация творческих мероприятий, поздравлений,
конкурсов, праздников);
- деятельность в рамках охраны окружающей среды.
Формы организации деятельности:
- волонтерская летняя трудовая бригада;
- мероприятия и акции;
- флешмобы;
- проекты;
- фестивали и выставки.
Социальное партнёрство
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства Школы
при

соблюдении

требований

законодательства

Российской

Федерации

предусматривает:
− участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);
− участие
отдельных

представителей

уроков,

внеурочных

организаций-партнёров
занятий,

внешкольных

в

проведении
мероприятий

соответствующей тематической направленности;
− проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
26

внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
− открытые

дискуссионные

площадки

(детские,

педагогические,

родительские, совместные), куда приглашаются представители организацийпартнёров, на которых обсуждаются актуальные проблемы, касающиеся жизни
школы, муниципального образования, региона, страны;
− социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной,
экологической,

патриотической,

трудовой

и

т. д.

направленности,

ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Образовательные путешествия, целевые прогулки и экскурсии
Реализация

воспитательного

потенциала

данного

модуля

Школы

предусматривает:
− внешкольные

тематические

мероприятия

воспитательной

направленности, организуемые педагогами, по изучаемым в Школе учебным
предметам, курсам, модулям;
− организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) учащихся, экскурсии,
походы выходного дня (в музейно-выставочный комплекс, библиотеку, в Парк
патриотического воспитания, на предприятия города Лесной, в исторические
места Урала, на природу) с привлечением к их планированию, организации,
проведению, оценке мероприятия;
− литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с
родителями (законными представителями) учащихся, (для изучения историкокультурных мест, событий, биографий проживавших на Урале уральских поэтов
и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов,
флоры и фауны и др.);
− выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
27

характеризующаяся

доверительными

взаимоотношениями,

ответственным

отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
− внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами Школы.
Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда Школы является частью уклада и
способом организации ее воспитательной среды, основывается на системе
ценностей, определенных Рабочей программой воспитания Школы, отвечает
требованиям экологичности, природосообразности, эстетичности, безопасности,
обеспечивает учащихся возможностью общения, игры, деятельности и познания.
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает:
− оформление внешнего вида, фасада, вестибюля при входе в здание
Школы государственной символикой Российской Федерации;
-

организацию

и

проведение

церемоний

поднятия

(спуска)

государственного флага Российской Федерации;
− художественные

изображения

(символические,

живописные,

фотографические) природы Урала, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов Урала;
− портреты выдающихся государственных деятелей России в прошлом,
деятелей культуры, науки, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
− информационные стенды в школьных помещениях (вестибюль первого
этажа, рекреации 2 этажа), содержащие в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления педагогов и учащихся и т. п.;
- размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
28

гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества (в соответствии с
календарным планом воспитательной работы на учебный год);
− размещение

регулярно

сменяемых

экспозиций

творческих

работ

учащихся, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг
друга, фотоотчетов об интересных событиях в Школе;
- организацию и поддержание в Школе звукового пространства позитивной
духовно-нравственной,

гражданско-патриотической

направленности

информационные

(музыка,

воспитательной

сообщения

в

соответствии

календарного плана воспитательной работы), исполнение гимна Российской
Федерации;
− благоустройство, озеленение пришкольной территории;
− благоустройство школьных помещений классными руководителями
вместе с учащимся в своих классах;
− событийный дизайн: оформление пространства проведения школьных
событий праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров;
− акцентирование внимания учащихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе Школы (стенды, плакаты, инсталляции и
др.).
Предметно-пространственная среда Школы максимально доступна для
всех категорий учащихся с ОВЗ.
РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1. Кадровое обеспечение
Планирование, организацию и реализацию воспитательной деятельности в
Школе обеспечивают: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
(далее

–

заместитель

директора

по

УВР),

заместитель

директора

по

воспитательной работе (далее – заместитель директора по ВР), педагогорганизатор,

социальный

педагог,

педагог-психолог,
29

ответственный

за

организацию профориентационной работы с учащимися, педагог-библиотекарь.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ОВЗ различных
нозологических

групп

осуществляет

психолого-медико-педагогический

консилиум Школы в соответствии с Положением о психолого-медикопедагогическом консилиуме Школы.
Взаимодействие Школы с субъектами профилактики города (социальные и
правоохранительные

организации)

осуществляет

социальный

педагог

в

соответствии с годовым планом работы Школы и календарным планом
воспитательной работы НОО Школы.
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Организация

воспитательной

работы

в

Школе

осуществляется

в

соответствии с Положением о классном руководстве и в рамках должностных
инструкций педагогов и членов администрации:
- заместителя директора по УВР;
- заместителя директора по ВР;
- педагога-организатора;
- учителя;
- воспитателя;
- тьютора;
- социального педагога;
- педагога-психолога;
- педагога-библиотекаря.
Все педагоги Школы включены в реализацию Программы в соответствии
с Приложением 1.
3.3. Требования к условиям работы с учащимися с особыми
образовательными потребностями
В Школе созданы все необходимые условия для воспитания всех категорий
учащихся с ОВЗ, зачисленных на обучение: дети с инвалидностью, учащиеся с
ЗПР, РАС, УО, учащиеся из социально уязвимых групп, дети с отклоняющимся
поведением.
В Школе в полном объеме решаются задачи воспитания учащихся с ОВЗ:
30

− налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в Школе;
− формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
− построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого учащегося;
− обеспечение психолого-педагогической поддержки семей учащихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания детей с ОВЗ педагоги Школы ориентированы
на:
– на формирование личности ребенка с ОВЗ с использованием адекватных
возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
– на создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
детей с ОВЗ разных нозологических групп и их сверстников с использованием
адекватных вспомогательных средств, и педагогических приемов, организацией
совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов;
– на личностно-ориентированный подход в организации всех видов
детской деятельности.
Требования к организации среды для детей с ОВЗ отражается в
адаптированных основных образовательных программах для детей каждой
нозологической группы.
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции учащихся
Система
социальной

поощрения

успешности

проявлений
учащихся

в

активной
Школе

жизненной
призвана

позиции

и

способствовать

формированию у учащихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в

31

воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и
поощрения социальной успешности учащихся строится на принципах:
− публичности,
обучающихся

о

открытости

награждении,

поощрений

проведение

(информирование

награждений

в

всех

присутствии

значительного числа учащихся – линейка Ступени успеха, при подведении
итогов на массовых мероприятиях);
− соответствия артефактов и процедур награждения укладу жизни Школы,
качеству воспитывающей среды, специфической символике, выработанной и
существующей в укладе Школы;
− регулировании частоты награждений (по итогам четверти, итогам года);
− сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград одномоментно);
− привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) учащихся, самих учащихся, администрации Школы
или организаций-социальных партнеров Школы;
− размещение

благодарственных

отзывов

в

средствах

массовой

информации (статьи в газете «Вестник»), на официальном сайте Школы.
Классные руководители используют формы поощрения проявлений
активной жизненной позиции учащихся и их социальной успешности:
индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги.
3.5. Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса в Школе осуществляется в соответствии
с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными
результатами обучающихся на уровнях начального общего и основного общего
образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в Школе является
ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных
проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование

анализа

воспитательного
32

процесса

включается

в

календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
− взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
− приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на
изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких
как сохранение уклада Школы, качество воспитывающей среды, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами,
учащимися и родителями (законными представителями);
− развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и
задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с учащимися,
коллегами, социальными партнерами);
− распределённая ответственность за результаты личностного развития
учащихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие учащихся
— это результат как организованного социального воспитания (в котором школа
участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной
социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития учащихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по УВР и заместителем директора по ВР с последующим
обсуждением результатов на школьном методическом объединении классных
руководителей, школьных методических объединениях или педагогическом
совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития, учащихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах:
33

- какие проблемы, затруднения в личностном развитии учащихся удалось
решить за прошедший учебный год;
- какие проблемы, затруднения решить не удалось и почем;
- какие новые проблемы, трудности появились;
- над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой совместной деятельности учащихся и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в Школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности учащихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по УВР и заместителем
директора по ВР совместно с педагогом-психологом, социальным педагогом,
ответственным за организацию профориентационной работы, классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
учащихся. Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности учащихся и педагогических работников являются
анкетирование

и

беседы

с

учащимися

и

их

родителями

(законными

представителями), педагогическими работниками. Результаты обсуждаются на
заседаниях школьных методических объединений, педагогическом совете.
Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- организуемой внеурочной деятельности учащихся;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- проводимых основных школьных дел, мероприятий;
- внешкольных мероприятий;
- создания и развития предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности по формированию здорового образа жизни;
- деятельности ученического самоуправления;
- деятельности по профилактике и безопасности;
- реализации потенциала социального партнёрства;
34

- деятельности по профориентации учащихся;
- добровольческой и волонтерской деятельности учащихся;
- работы школьного театра (театральный кружок «Театр и Дети»).
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги

самоанализа

оформляются

в

виде

отчета,

составляемого

заместителем директора по УВР в конце учебного года, рассматриваются и
утверждаются педагогическим советом.

35

Приложение 1
Включение педагогических работников Школы в реализацию
Рабочей программы воспитания НОО
МОДУЛИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ
Классный

Педагоги

Педагог-

Администрация

руководитель коррекционного библиотекарь
профиля
Инвариантные модули
1 Урочная деятельность

+

-

-

+

2 Внеурочная

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

6 Самоуправление

+

-

-

+

7 Профориентация

+

+

+

+

деятельность
3 Основные

школьные

дела
4 Классное руководство
5 Взаимодействие

с

родителями

Вариативные модули
1 Школьный спортивный

+

-

-

+

и

+

+

+

+

и

+

_

-

+

+

-

+

+

+

-

-

+

+

+

+

+

клуб
2 Профилактика
безопасность
3 Добровольчество
волонтерство
4 Социальное
партнерство
5 Образовательные
путешествия,

целевые

прогулки и экскурсии
6 Организация
предметнопространственной
среды
36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».