Аннотация_Информатика

Аннотация к рабочей программе предмета «Информатика» для
обучающихся 7-9 классов с задержкой психического развития
Рабочая программа по предмету «Информатика» для обучающихся 7-9
классов с ЗПР составлена в соответствии:
 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. N 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 04.08.2023 N 479-ФЗ);
 Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (приказ Министерства Просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 287) (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101)
(в ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 N 568);
 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N
1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 10.06.2019 N 286);
 Федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(утвержденной приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24
ноября 2022 года, №1025. Зарегистрировано в Минюсте России 21 марта 2023 г. N
72653.
 Приказа Министерства Просвещения России от 21.09.2022 года N 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления
предельного срока использования исключенных учебников» (зарегистрировано
01.11.2022 №70799);
 Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об
утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО» (зарегистрировано
29.08.2022 г. № 69822);
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил

1

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
Сан ПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с
изменениями на 30 декабря 2022 года);
 Примерной адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22);
 Устава ГБОУ СО «Школа города Лесного».
Программа по информатике на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в
ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей
с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации
дифференциации образовательного процесса.
Целями изучения информатики являются:
– формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об
информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества, понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой
трансформации многих сфер жизни современного общества;
– обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать
новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги для достижения
результата и так далее;

2

– формирование

и развитие компетенций обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
– воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с
учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и
созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у
обучающихся:
– понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития
информатики периода цифровой трансформации современного общества;
– знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий, умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
– знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
– умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
– умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных
систем для решения с их помощью практических задач, владение базовыми
нормами информационной этики и права, основами информационной
безопасности;
– умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты
в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в
виде следующих четырёх тематических разделов:


цифровая грамотность;



теоретические основы информатики;
3



алгоритмы и программирование;


информационные технологии.
На изучение предмета «Информатика» выделяется 68 часов в год в 7 – 8
классах; 34 часа в год в 9 классе.
Планируемые результаты освоения программы по информатике
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами учебного
предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
1) патриотического воспитания: ценностное отношение к отечественному
культурному, историческому и научному наследию, понимание значения
информатики как науки в жизни современного общества, владение достоверной
информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области
информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие
асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания: представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;

4

4)
ценностей научного познания: сформированность мировоззренческих
представлений об информации, информационных процессах и информационных
технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и
общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности
научной картины мира; интерес к обучению и познанию, любознательность,
готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия; сформированность информационной культуры, в
том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также
умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5)
формирования культуры здоровья: осознание ценности жизни,
ответственное отношение к своему здоровью, установка на здоровый образ жизни,
в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации
средств информационных и коммуникационных технологий;
6)
трудового воспитания: интерес к практическому изучению профессий
и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса; осознанный
выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7)
экологического воспитания: осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей
информационных и коммуникационных технологий;
8)
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных
социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.

5

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения программы по информатике
отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и
выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать
способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения,
выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
– формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное; оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе
исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
– выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи; применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной
задачи
и
заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность
информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:

6

– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты
выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта; принимать цель совместной информационной
деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации,
коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять
свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с
другими членами команды;
– оценивать качество
своего вклада в общий информационный
продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
– выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
– ориентироваться в
различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план
действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
– делать выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
– владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
7

– давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
– учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной
задачи,
адаптировать
решение к
меняющимся обстоятельствам;
– объяснять
причины достижения
(недостижения) результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
– вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
– оценивать соответствие результата цели и условиям.
Предметные результаты
К концу обучения в 7 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
– пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный
процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача
информации»;
– кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам,
демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации
различной природы (текстовой, графической, аудио);
– сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах,
оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи
данных; оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых
файлов и видеофайлов;
– приводить
примеры современных
устройств хранения и
передачи информации, сравнивать их количественные характеристики;
– выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития
компьютеров и программного обеспечения;
– получать и использовать информацию о характеристиках персонального
компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память,
долговременная память, устройства ввода-вывода);
– соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его
помощью;
– ориентироваться в иерархической структуре файловой системы
(записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся
описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);

8

– работать с файловой системой персонального компьютера с
использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать,
перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги,
использовать антивирусную программу;
– представлять результаты своей деятельности в виде структурированных
иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций;
– искать информацию в Интернете (в том числе, по ключевым словам, по
изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая
опасность для личности и общества распространения вредоносной информации, в
том числе экстремистского и террористического характера;
– понимать структуру адресов веб-ресурсов;
– использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
– соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств
информационных и коммуникационных технологий, соблюдать сетевой этикет,
базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на
любых устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в
сети;
– применять методы профилактики негативного влияния средств
информационных и коммуникационных технологий на здоровье пользователя.
К концу обучения в 8 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
– пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными
системами счисления;
– записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных
позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16), выполнять
арифметические операции над ними;
– раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция»,
«логическое выражение»;
– записывать логические выражения с использованием дизъюнкции,
конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если
известны значения истинности, входящих в него переменных, строить таблицы
истинности для логических выражений;
– раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»,
понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в
информатике;
9

– описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в
виде блок-схемы;
– составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с
использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертёжник;
– использовать константы и переменные различных типов (числовых,
логических, символьных), а также содержащие их выражения, использовать
оператор присваивания;
– использовать при разработке программ логические значения, операции и
выражения с ними;
– анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие
результаты возможны при заданном множестве исходных значений; создавать и
отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные
алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в
том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое,
проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы
следующие умения:
– разбивать задачи
на подзадачи, составлять, выполнять вручную
и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и
вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник;
– составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы
обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов
(поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными
свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java,
C#, Школьный Алгоритмический Язык);
– раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды
моделей, оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
– использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и
иерархической структуры, находить кратчайший путь в графе;
– выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
10

– использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации
числовых данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и
упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
– создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с
использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт
значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск
максимального и минимального значения), абсолютной, относительной,
смешанной адресации; использовать электронные таблицы для численного
моделирования в простых задачах из разных предметных областей;
– использовать современные интернет-сервисы (в том числе
коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы
(текстовые и графические редакторы, среды разработки) в учебной и повседневной
деятельности;
– приводить примеры использования геоинформационных сервисов,
сервисов государственных услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной
и повседневной деятельности;
– использовать различные средства защиты от вредоносного программного
обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного
доступа и его последствий (разглашения, подмены, утраты данных) с учётом
основных технологических и социально-психологических аспектов использования
сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и
ресурсов, опасность вредоносного кода);
– распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
кибербуллинг, фишинг).

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».