Программа коррекционной работы НОО

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
ГБОУ СО «Школа города Лесного»

УТВЕРЖДЕНО:
директор
ГБОУ СО «Школа города Лесного»
Л.Н. Афанасьева
Приказ от «31» августа 2023г. № 216___

Протокол от «31» августа 2023г. № 1

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНОЙ
ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области
«Школа города Лесного, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
(с приложениями)

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционной работы начального общего образования
(далее – ПКР НОО) разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ и в соответствии с ФАОП НОО. ПКР НОО направлена на
создание в ГБОУ СО «Школа города Лесного» (далее - Школа) системы
комплексной помощи учащимся НОО с ЗПР в освоении АООП НОО,
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии
учащихся, их социальную адаптацию.
ПКР НОО обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных
потребностей учащихся с ЗПР;
осуществление
индивидуально-ориентированного
психологопедагогического сопровождения учащихся с ЗПР с учетом их особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (в
соответствии с рекомендациями ПМПК);
- разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию
индивидуальных и групповых коррекционных занятий для учащихся с ЗПР с
учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей;
- оказание помощи в освоении учащимися с ЗПР АООП НОО и их интеграции
в Школе;
- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков,
адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и другими
учащимися, формированию представлений об окружающем мире и
собственных возможностях;
-оказание родителям (законным представителям) учащихся с ЗПР
консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим
вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Целью ПКР НОО является создание системы комплексного психологопедагогического сопровождения процесса освоения АООП НОО учащимися с
ЗПР, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на
основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в
образовательном процессе.
Задачи ПКР НОО:
1. Определение особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР.
2. Повышение возможностей учащихся с ЗПР в освоении АООП НОО и
интегрировании в образовательный процесс.

3. Своевременное выявление учащихся с трудностями адаптации в
образовательно-воспитательном процессе.
4. Создание и реализация условий, нормализующих анализаторную,
аналитико-синтетическую и регуляторную деятельность на основе
координации педагогических и психологических средств воздействия в
процессе комплексной психолого-педагогической коррекции.
5. Оказание родителям (законным представителям) учащихся с ЗПР
консультативной и методической помощи по социальным,
психологическим, правовым и другим вопросам.
Принципы коррекционной работы:
1. Принцип приоритетности интересов учащегося определяет отношение
работников Школы, которые призваны оказывать каждому учащемуся
помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных
потребностей.
2. Принцип системности обеспечивает единство всех элементов
коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений
осуществления и содержания, форм, методов и приемов Школы,
взаимодействия участников.
3. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной
работы на всем протяжении обучения с учетом личностных изменений.
4. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ
коррекционной работы с учащимся с учетом их особых образовательных
потребностей и возможностей психофизического развития.
5. Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает
необходимость всестороннего изучения учащихся и предоставления
квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их
особых
образовательных
потребностей,
и
возможностей
психофизического развития на основе использования всего
многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
6. Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств,
обеспечивающий
взаимодействие
специалистов
психологопедагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному
решению задач коррекционно-воспитательной работы.
7. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как
важного
участника
коррекционной
работы,
оказывающего
существенное влияние на процесс развития учащегося и успешность его
интеграции в общество.
Основные направления в коррекционной работе:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование
высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- обеспечение учащемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Виды коррекционной работы в Школе:
- коррекционно-диагностическая;
- коррекционно-развивающая;
- консультативная;
- просветительская.
2.2. Форма коррекционной работы:
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения
учащихся и их родителей (законных представителей) является психологомедико-педагогический консилиум Школы (далее - ПМПк), который
организует свою работу в соответствии с Положением о ПМПк.
Цель ПМПк: создание оптимальных условий обучения, развития,
социализации
и
адаптации,
учащихся
посредством
психологопедагогического сопровождения.
Задачи ПМПк:
1) выявлять трудности в освоении АООП НОО, особенностей в развитии,
социальной адаптации и поведении учащихся для последующего принятия
решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
2)
разрабатывать
рекомендации
по
организации
психологопедагогического сопровождения учащихся;
3) разрабатывать индивидуальные программы психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, а также корректировать их на основе анализа
эффективности;
4) консультировать участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей учащихся;
содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания
специальных условий получения образования;
5) осуществлять анализ и организацию выполнения рекомендаций
территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, клиникоэкспертных комиссий, бюро медико-социальной экспертизы, отдельных
специалистов, обследовавших детей;
6) вносить в администрацию дошкольного образованного учреждения
рекомендации по обеспечению доступности и адаптивности образования к
уровням и особенностям развития детей;
7) контролировать выполнение рекомендаций ПМПк.
2.3. Содержание коррекционной работы:

Коррекционно-диагностическая работа обеспечивает выявление
особенностей развития и здоровья учащихся с ЗПР с целью создания
благоприятных условий для овладения ими содержанием ФАОП НОО.
Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1. психолого-педагогического обследования с целью выявления их особых
образовательных потребностей: развития познавательной сферы,
специфических трудностей в овладении содержанием образования и
потенциальных возможностей; развития эмоционально-волевой сферы и
личностных особенностей; определения социальной ситуации развития
и условий семейного воспитания учащегося;
2. мониторинга динамики развития учащихся, их успешности в освоении
АООП НОО;
3. анализа результатов обследования с целью проектирования и
корректировки коррекционных мероприятий.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
организацию
мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции
недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания
образования.
Коррекционно-развивающая работа включает:
1. составление
индивидуальной
программы
психологического
сопровождения учащегося (совместно с педагогическими работниками);
2. формирование в классе психологического климата комфортного для
всех учащихся;
3. организация внеурочной деятельности, направленной на развитие
познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное
развитие;
4. разработку оптимальных для развития учащихся с ЗПР групповых и
индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и
приемов обучения) в соответствии с их особыми образовательными
потребностями;
5. организацию и проведение специалистами индивидуальных и
групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления
нарушений развития учащихся;
6. развитие эмоционально-волевой и личностной сферы учащегося и
коррекцию его поведения;
7. социальное сопровождение учащегося в случае неблагоприятных
условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения учащихся с ЗПР в освоении АООП НОО, консультирование
специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ЗПР.

Консультативная работа включает:
1. психолого-педагогическое
консультирование
педагогических
работников по решению проблем в развитии и обучении, поведении и
межличностном взаимодействии конкретных учащихся;
2. консультативную помощь семье в вопросах воспитания и оказания
возможной помощи учащемуся в освоении АООП НОО.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление
разъяснительной деятельности в отношении педагогических работников и
родителей (законных представителей) по вопросам, связанным с
особенностями осуществления процесса обучения и воспитания учащихся с
ЗПР, взаимодействия с педагогическими работниками и сверстниками, их
родителями (законными представителями).
Информационно-просветительская работа включает:
1. Проведение тематических выступлений для педагогических работников
и
родителей
(законных
представителей)
по
разъяснению
индивидуально- типологических особенностей учащихся с ЗПР;
2. оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
3. психологическое просвещение педагогических работников с целью
повышения их психологической компетентности;
4. психологическое просвещение родителей (законных представителей) с
целью формирования у них элементарной психолого-психологической
компетентности.
Коррекционная работа с учащимися с ЗПР в Школе осуществляется в ходе
всего учебно-образовательного процесса:
- через содержание и организацию образовательного процесса
(индивидуальный и дифференцированный подход, несколько сниженный
темп обучения, структурная упрощенность содержания, повторность в
обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных
индивидуальных и групповых занятий (психокоррекционные и
логопедические занятия, занятия ритмикой);
- в
рамках
психологического
и
социально-педагогического
сопровождения учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ЗПР осуществляют
специалисты Школы: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный
педагог, тьютер.
III. Механизм реализации ПКР НОО:
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы
являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Школы
посредством деятельности ПМПк. ПМПк обеспечивает комплексное,
системное сопровождение образовательного процесса, и социальное

партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие Школы с
внешними ресурсами.
Взаимодействие специалистов ПМПк предусматривает:
- многоаспектный анализ психофизического развития, учащегося с ЗПР;
- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем
учащегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом
уровня психического развития;
- разработку индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с ЗПР.
Социальное партнерство предусматривает:
- сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами
по вопросам преемственности обучения, развития, социализации,
здоровьесбережения учащихся с ЗПР;
- сотрудничество со средствами массовой информации;
- сотрудничество с родительской общественностью.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».