Программа коррекционной работы ООО

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
ГБОУ СО «Школа города Лесного»

УТВЕРЖДЕНО:
директор
ГБОУ СО «Школа города Лесного»
Л.Н. Афанасьева
Приказ от «31» августа 2023г. № 216___

Протокол от «31» августа 2023г. № 1

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области
«Школа города Лесного, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
(с приложениями)

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционной работы основного общего образования
(далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО
и в соответствии с ФАОП ООО. Программа направлена на создание в ГБОУ
СО «Школа города Лесного» (далее - Школа) системы комплексной помощи
учащимся с ЗПР в освоении АООП ООО, коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом развитии учащихся, их социальную
адаптацию.
Содержание
Программы
определяется
с
учетом
особых
образовательных потребностей, учащихся с ЗПР на уровне основного общего
образования в соответствии с рекомендациями территориальной психологомедико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), психолого-медикопедагогическим консилиумом Школы (далее - ПМПк) и ИПРА (при наличии).
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Целью программы коррекционной работы проектирование и реализация
комплексной
системы
психолого­педагогического
сопровождения,
предоставление специализированной помощи учащимся с ЗПР для
преодоления (ослабления) недостатков в психическом развитии, успешной
школьной
и
социальной
адаптации,
результативного
освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования (далее – АООП ООО).
Задачи Программы:
1. Выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей учащихся с ЗПР в ходе комплексного психологопедагогического обследования.
2. Обеспечение специальных условий обучения, воспитания и развития в
соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями
обучающихся с ЗПР, оказание
комплексной
коррекционнопедагогической, психологической и социальной помощи учащимся с
ЗПР.
3. Осуществление
индивидуально-ориентированного
психологопедагогического сопровождения учащихся с
ЗПР с учетом их
особых образовательных потребностей.
4. Разработка и проведение коррекционных курсов, реализуемых в
процессе внеурочной деятельности.
5. Оказание специализированной индивидуально ориентированной
психолого­педагогической помощи в развитии учебно-познавательной
деятельности учащихся с ЗПР в контексте достижения ими
планируемых результатов образования.
6. Развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного
учебного поведения, навыков взаимодействия со взрослыми и
учащимися, совершенствование представлений о социуме и

собственных возможностях.
7. Реализация
системы мероприятий по социальной
адаптации
обучающихся с ЗПР, обеспечение сетевого взаимодействия
специалистов разного профиля в
процессе
комплексного
сопровождения учащихся с ЗПР.
8. Осуществление информационно-просветительской и консультативной
работы с учащимися с ЗПР, их родителями (законными
представителями), с педагогическими работниками Школы и
организаций дополнительного образования, в также с другими
учащимися, со специалистами разного профиля, которые активно
взаимодействуют с учащимися с ЗПР в процессе образования и в
различных видах совместной социокультурной деятельности вне
Школы.
Принципы коррекционной работы:
1. Принцип преемственности обеспечивает создание единого образовательнокоррекционного пространства при переходе от уровня начального общего
образования к основному общему образованию, способствует достижению
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП
ООО, необходимых учащимся с ЗПР для продолжения образования,
социальной адаптации и интеграции в обществе. Принцип обеспечивает связь
Программы с другими разделами АООП ООО: программой формирования
универсальных учебных действий, программой воспитания учащихся.
Принцип реализуется при обязательной преемственности в образовательнокоррекционном процессе в учебной и внеурочной деятельности, в том числе,
при проведении коррекционных курсов и дополнительных коррекционно­
развивающих занятий, а также в условиях семейного воспитания при
взаимодействии всех участников образовательных отношений.
2. Принцип соблюдения интересов учащихся с ЗПР определяет позицию
педагогических работников Школы, которые призваны решать проблемы
учащихся с максимальной пользой и в их интересах, в том числе, в их
качественном образовании с учетом особых образовательных потребностей.
3. Принцип непрерывности гарантирует учащемуся с ЗПР и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к ее решению.
4. Принцип вариативности предполагает создание вариативных условий для
получения образования учащимся с ЗПР с учетом их особых образовательных
потребностей, имеющихся трудностей в обучении и социализации.
5. Принцип комплексности и системности базируется на единстве процессов
диагностики, обучения и коррекции нарушений развития у учащихся (с учетом
их особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей).
Реализация данного принципа предполагает:
- создание в Школе условий, учитывающих особые образовательные
потребности учащихся с ЗПР;
- реализацию Программы в процессе учебной и внеурочной деятельности, в

том числе, при включении во внеурочную деятельность коррекционных
курсов и дополнительных коррекционно-развивающих занятий в соответствии
с Индивидуальным планом коррекционно-развивающей работы каждого
учащегося;
- комплексное сопровождение каждого учащегося с ЗПР при систематическом
взаимодействии всех участников образовательных отношений;
- создание комфортной психологической и социальной ситуации развития,
обучения и воспитания с учетом психологических и социальных факторов в
формировании личности, возрастных и индивидуальных особенностей,
учащихся с ЗПР;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения и
воспитания, способствующих качественному освоению учащимися с ЗПР
АООП ООО;
- развитие учебно-познавательной деятельности, самостоятельности учащихся
с ЗПР; расширение их познавательных интересов и сферы жизненной
компетенции;
- обеспечение социальной адаптации учащихся с ЗПР на основе овладения ими
социокультурными нормами и правилами, в том числе межличностного
взаимодействия с окружающими людьми;
- содействие приобщению учащихся с ЗПР к здоровому образу жизни;
обеспечение профессиональной ориентации учащихся с ЗПР с учетом их
интересов, способностей, индивидуальных особенностей.
Система комплексной помощи выстраивается на основе реализации
психологического, логопедического, дефектологического, социальнопедагогического сопровождения.
Система комплексной помощи включает:
- определение особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР на
уровне основного общего образования;
- индивидуализацию содержания специальных образовательных условий;
определение
особенностей
организации образовательного процесса в
соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями
учащихся; организацию групповых, индивидуальных коррекционноразвивающих занятий для учащихся с ЗПР;
- реализацию мероприятий по социальной адаптации учащихся;
- оказание родителям (законным представителям) учащихся консультативной
и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам;
- мониторинг динамики развития учащихся, их успешности в освоении АООП
ООО.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Виды коррекционной работы в Школе:
- коррекционно-диагностическая;
- коррекционно-развивающая;
- консультативная;
- просветительская.
2.2. Форма коррекционной работы:
Организационно-управленческой формой коррекционного сопровождения
учащихся и их родителей (законных представителей) является психологомедико-педагогический консилиум Школы (далее - ПМПк), который
организует свою работу в соответствии с Положением о ПМПк.
Цель ПМПк: создание оптимальных условий обучения, развития,
социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического
сопровождения.
Задачи ПМПк:
1) выявлять трудности в освоении образовательных программ,
особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении учащихся для
последующего принятия решений об организации психолого-педагогического
сопровождения;
2)
разрабатывать
рекомендации
по
организации
психологопедагогического сопровождения учащихся;
3) разрабатывать индивидуальные программы психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, а также корректировать их на основе анализа
эффективности;
4) консультировать участников образовательных отношений по вопросам
актуального психофизического состояния и возможностей учащихся;
содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания
специальных условий получения образования;
5) осуществлять анализ и организацию выполнения рекомендаций
территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, клиникоэкспертных комиссий, бюро медико-социальной экспертизы, отдельных
специалистов, обследовавших детей;
6) вносить в администрацию дошкольного образованного учреждения
рекомендации по обеспечению доступности и адаптивности образования к
уровням и особенностям развития детей;
7) контролировать выполнение рекомендаций ПМПк.
2.3. Содержание коррекционной работы:
Коррекционно-диагностическая работа включает:
1. определение уровня актуального и зоны ближайшего развития учащихся
с ЗПР, выявление индивидуальных возможностей;

2. изучение развития эмоциональной, регуляторной, познавательной,
речевой сфер и личностных особенностей, учащихся с ЗПР;
3. изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания учащегося с ЗПР;
4. изучение адаптивных возможностей и уровня психосоциального
развития учащегося с ЗПР;
5. выявление особенностей коммуникативной деятельности учащихся с
ЗПР и способности к регуляции собственного поведения,
эмоционального реагирования;
6. изучение профессиональных предпочтений и склонностей;
7. мониторинг динамики развития, успешности освоения АООП ООО.
Коррекицонно-диагностическое направление реализуется учителемдефектологом (олигофренопедагогом), педагогом-психологом, учителемлогопедом, социальным педагогом, учителями-предметниками и другими
педагогическими работниками.
Результаты комплексной диагностики и систематического мониторинга
достижения каждым учащимся планируемых результатов освоения АООП
ООО, социальной ситуации и условий семейного воспитания обсуждаются на
заседании ПМПк, отражаются в соответствующих рекомендациях (в том
числе, при необходимости, в рекомендации проведения дополнительного
консультирования учащегося в организациях образования, здравоохранения,
социальной защиты).
На основе результатов комплексного обследования, а также
рекомендаций ТПМПК и ИПРА (при наличии) разрабатывается
«Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учащегося»,
который утверждается ПМПк.
Коррекционно-развивающая
и
психопрофилактическая
работа
включают:
- выбор оптимальных специальных методик и вариативного программного
содержания коррекционных курсов, методов и приемов коррекции, развития и
обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями
учащегося с ЗПР на уровне ООО;
- проведение коррекционных курсов, индивидуальных и групповых
коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
нарушений развития, трудностей обучения и обеспечения успешной
социализации;
- системное воздействие на учебно-познавательную и речевую деятельность
учащегося с ЗПР, направленное на формирование универсальных учебных
действий и коррекцию отклонений в развитии;
- коррекцию и развитие высших психических функций, развитие
эмоциональной, регуляторной и личностной сферы учащегося с ЗПР и
психокоррекцию его поведения;

- формирование стремления к осознанному самопознанию и саморазвитию у
учащихся с ЗПР;
- формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний с
учетом норм и правил общественного уклада;
- развитие навыков конструктивного общения и эффективного
взаимодействия с окружающими;
- развитие компетенций,
необходимых для продолжения образования и
самоопределения;
- развитие осознанного подхода в решении нравственных проблем на основе
личностного выбора, осознанного и ответственного отношения к своим
поступкам;
- социальную защиту учащегося в случае неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах;
- организацию мероприятий, способствующих личностному развитию
учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению
ими содержания образования.
III. Специальные условия обучения и воспитания детей с ЗПР
Психолого-педагогические условия:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок);
- обеспечение психолого-педагогических условий реализации коррекционно­
развивающей направленности образовательного процесса;
- учет особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР, их
индивидуальных особенностей;
- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
- особая пространственная и временная организация образовательной среды и
процесса обучения с учетом особенностей учащихся с ЗПР подросткового
возраста;
- использование специальных методов и приемов, средств обучения,
специальных дидактических и методических материалов с учетом специфики
трудностей в овладении предметными знаниями на уровне ООО и
формировании сферы жизненной компетенции;
- создание организационных, мотивационных и медико-психологических
условий для поддержания умственной и физической работоспособности с
учетом индивидуальных психофизических особенностей учащегося с ЗПР;
- обеспечение системы комплексной психолого-педагогической помощи
учащимся с ЗПР в условиях Школы (в том числе, на основе сетевого
взаимодействия);
- организация психолого-педагогического сопровождения, направленного на

коррекцию и
ослабление
имеющихся нарушений в познавательной,
речевой, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сферах;
- осуществление коррекции познавательной деятельности и речевой сферы в
процессе реализации АООП ООО и при реализации ПКР на уровне ООО как
основы коррекции имеющихся у учащегося с ЗПР нарушений;
- осуществление психологического и социального сопровождения учащегося
с ЗПР, направленное на его личностное становление и профессиональное
самоопределение, на профилактику социально нежелательного поведения,
развитие навыков соблюдения правил кибербезопасности при общении в
социальных сетях;
- специальные групповые психокоррекционные занятия по формированию
саморегуляции познавательной деятельности и поведения; закрепление и
активизация навыков социально одобряемого поведения;
- усиление видов деятельности, специфичных для данной категории учащихся,
обеспечивающих осмысленное освоение содержания образования как в его
академической части, так и в части формирования социальных (жизненных)
компетенций:
усиление
предметно-практической
деятельности
с
активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности,
задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с опорой
на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование
дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны,
опорные таблицы).
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие семьи и
ребенка; поддержку и включение семьи в процесс абилитации учащегося
средствами образования и ее особую подготовку силами специалистов;
- возможность тьюторского сопровождения, необходимость и длительность
которого определяется ПМПк;
- мониторинг динамики индивидуальных образовательных достижений и
уровня психофизического развития, учащегося с ЗПР;
- мониторинг соответствия созданных условий особым образовательным
потребностям учащегося с ЗПР на уровне ООО.
Организация процесса обучения учащихся с ЗПР предусматривает
применение здоровьесберегающих технологий. Для учащихся с ЗПР
необходимы:
- рациональная смена видов деятельности на уроке с целью предупреждения
быстрой утомляемости учащихся; организация подвижных видов
деятельности, динамических пауз;
- использование коммуникативных игр для решения учебных задач и
формирования положительного отношения к учебным предметам;
- формирование культуры здорового образа жизни при изучении предметов и
коррекционных курсов;

- формирование комфортной психологической атмосферы в процессе общения
со
сверстниками
и
преподавателями на занятиях по учебным
предметам, коррекционным курсам и во внеурочное время.
Программно-методические условия.
В процессе реализации ПКР могут быть использованы рабочие
коррекционно­ развивающие программы психолого-педагогической и
социально-педагогической
направленности,
диагностический
и
коррекционно-развивающий
инструментарий,
необходимый
для
осуществления профессиональной деятельности в том числе педагогапсихолога, учителя-дефектолога (олигофренопедагога), учителя-логопеда,
учителя-предметника, социального педагога.
Кадровые условия.
Коррекционно-развивающая работа осуществляться учителямидефектологами
(олигофренопедагогами),
педагогами-психологами,
учителями­ логопедами, социальными педагогами, специалистами по
адаптивной физической культуре, а также педагогическими работниками (в
том числе, учителями­ предметниками), имеющими специальную подготовку
в области образования детей с ЗПР. При необходимости в процессе реализации
АООП ООО учащихся с ЗПР возможно временное или постоянное участие
тьютора (ассистента).
Уровень квалификации работников образовательной организации для
каждой занимаемой должности должен соответствовать характеристикам по
соответствующей должности.
Материально-технические условия.
Материально-технические условия Школы заключаются в создании
надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить
адаптивную и коррекционно-развивающую среду, обеспечивающие
возможность проведения коррекционных курсов, дополнительных
коррекционно-развивающих занятий, организацию учебной и внеурочной
деятельности в соответствии с особыми образовательными потребностями
учащихся.
Кабинеты специалистов должны быть оснащены необходимым
оборудованием,
диагностическими
комплектами,
коррекционноразвивающими и дидактическими средствами обучения и воспитания
обучающихся с ЗПР. ,
Должно
быть организовано
пространство
для отдыха
и
двигательной

активности обучающихся на перемене и во второй половине дня.
Требования к материально-техническому обеспечению IЖР ориентированы не
только на обучающегося, но и на всех участников процесса образования.

Предусматривается материально-техническая поддержка, в том числе сетевая,
процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля,
вовлеченных в процесс образования, родителей (законных представителей)
обучающегося с ЗПР.
IV. Механизм реализации Программы:
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы
являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов Школы
посредством деятельности ПМПк. ПМПк обеспечивает разработку
индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы для каждого
учащегося. Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
ежегодно составляется для каждого учащегося с ЗПР. В течение учебного года
может происходить корректировка индивидуального плана с учетом
достижения обучающимся планируемых результатов.
Планы, утвержденные председателем ПМПк, являются обязательными для
исполнения специалистами ПМПк и учителями.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учащегося
содержит:
- направления работы, определяемые ПМПк с учетом рекомендаций ТПМПК
и ИПРА (при наличии), особых образовательных потребностей и
индивидуальных особенностей каждого учащегося с ЗПР, выявленных в
процессе стартового комплексного психолого-педагогического обследования
или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых
результатов образования, в том числе ПКР;
- описание содержания, организации, примерных сроков и планируемых
результатов работы по каждому направлению.
Взаимодействие специалистов ПМПк предусматривает:
- многоаспектный анализ психофизического развития, учащегося с ЗПР;
- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем
учащегося с ЗПР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом
уровня психического развития;
- разработку индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с ЗПР.
Социальное партнерство предусматривает:
- сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами
по вопросам преемственности обучения, развития, социализации,
здоровьесбережения учащихся с ЗПР;
- сотрудничество со средствами массовой информации;
- сотрудничество с родительской общественностью.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».