Программа курса внеурочной деятельности РоВ

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
ГБОУ СО «Школа города Лесного»

УТВЕРЖДЕНО:
директор
ГБОУ СО «Школа города Лесного»

Протокол от «31» августа 2023г. № 1

Л.Н. Афанасьева
Приказ от «31» августа 2023г. № 213___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области
«Школа города Лесного, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»
(с электронным приложением тематического планирования)

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном» (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями
Федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования, федеральных адаптированных
образовательных программ начального общего, основного общего
образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной
деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
учащегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Педагог помогает учащемуся:
•
в формировании его российской идентичности;
•
в формировании интереса к познанию;
•
в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
•
в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и
правовых норм;
•
в создании мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
•
в развитии у школьников общекультурной компетентности;
•
в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
•
в осознании своего места в обществе;
•
в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
•
в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном» составляют следующие
документы:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ
Президента РФ от 02.07.2021 № 400).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.).
4. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья (далее – ФГОС НОО ОВЗ), утвержденный Приказом
Минпросвещения РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки
РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. Ред. от 11.12.2020г.)
7. Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства просвещения
РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023)
8. Федеральная адаптированная образовательная программа основного
общего
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья (утв. Приказом Министерства просвещения
РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025)
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего
образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.) (далее – ФГОС
ООО)
10. Приказ Минпросвещения РФ от 11.12.2020 № 712 «О внесении
изменений
в
некоторые
федеральные
государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам
воспитания обучающихся».
11. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О
направлении методических рекомендаций по проведению цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03-1190.
12. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от
25.08.2022 года № 07-5789 «О направлении информации»
(Методические рекомендации по организации цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных
основных общеобразовательных программ).
13. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о
важном», разработанная федеральным государственным бюджетным
научным учреждением «Институт стратегии развития образования»,
Москва 2023.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности с
учащимися 1-2, 3-4, 5-7, 8-9 классов еженедельно по понедельникам первым
уроком (1 час в неделю и 34 часа в течение учебного года).
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» –
разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют учащемуся
вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым
темам.

Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением
природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной
культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
Взаимосвязь с рабочей программой воспитания Школы
Программа курса внеурочной деятельности взаимосвязана с рабочей
программой воспитания Школы. Это позволяет на практике соединить
обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие
ребёнка. Это проявляется:
•
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
•
в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в
рабочей программе воспитания;
•
в интерактивных формах занятий для учащихся, обеспечивающих их
вовлечённость в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два
принципа:
1)
соответствие датам календаря;
2)
значимость для учащегося события (даты), которое отмечается в
календаре в текущем году.
Даты календаря объединены в две группы:
1.
Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа
ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты
исторических событий). Например, День народного единства, День
защитника Отечества, Рождество, День учителя, День российской науки и
т.д.
2.
Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства:
«190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «215летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий.
225 лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
не связаны с текущими датами календаря, но являются важными в
воспитании школьника. Например: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в
коллективе (Всемирный день психического здоровья, профилактика
буллинга)» и др..
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы Школы, поэтому тематика и содержание
обеспечивают реализацию их назначения и целей: становление у учащихся

гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых
результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются
нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения.
Основные ценности характеризуются следующим образом.
1.Историческая память
•
историческая память - обязательная часть культуры народа и каждого
гражданина;
•
историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя
сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых
поколений;
•
историческая память есть культура целого народа, которая
складывается из объединения индивидуальных переживаний и включает
важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость
потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном
содержании занятия. Например, тема «День народного единства»
рассматривается на известных исторических фактах – единение людей, когда
Родина нуждается в защите в 1612 г.
2.Преемственность поколений
- Каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает,
воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
- семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о
предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фотографиях, вещах
и заключается в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)».
Обсуждается проблема: каждое поколение связано с предыдущими и
последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком
общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые
были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к
родной земле, малой родине, Отечеству.
3.Патриотизм — любовь к Родине
- патриотизм (любовь к Родине) -самое главное качества гражданина;
- любовь к своему Отечеству начинается с малого -с привязанности к
родному дому, малой Родине;
- патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;
чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех
сценариях «Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с
содержанием, раскрывается многогранность чувства патриотизма и его
проявления в разных сферах человеческой жизни.
4.Доброта, добрые дела

-доброта - это способность (желание и умение) быть милосердным,
поддержать, помочь без ожидания благодарности;
- благотворительность - проявление добрых чувств; благотворительность
была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером
для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России
в прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5.Семья и семейные ценности
- семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,
общими делами, но и значимыми ценностями - взаимопониманием,
взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
- каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на
помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь
друг другу;
- учащийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во
всех её делах, помогать родителям;
- семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные
ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является
предметом обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О
взаимоотношениях в семье (День матери)», «Новогодние семейные традиции
разных народов России» и др.
6.Культура России
- Культура общества - это достижения человеческого общества, созданные на
протяжении его истории;
- российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во
всём мире;
- культура представлена достижениями в материальной сфере
(строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а
также в этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной
ценности, подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном».
Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении
видеофильмов, произведений живописи и музыки: «По ту сторону экрана.
115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню
цирка)».
7.Наука на службе Родины
- Наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
- в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие
свою деятельность;

- в России совершено много научных открытий, без которых невозможно
представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся
узнают в процессе обсуждения тем: «190-лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Особенности работы педагога по программе
Личностное развитие ребёнка - главная цель педагога. Личностных
результатов педагог может достичь, увлекая школьника совместной и
интересной им обоим многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть
потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время
занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия
ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный
опыт, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Создание специальных, в том числе психолого-педагогических,
условий при проведении цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном» с участием учащихся с задержкой психического развития
Организация внеурочных занятий учащихся с ЗПР предусматривает
развитие познавательной активности и самостоятельности, расширение
социального опыта, развитие коммуникативных навыков, коррекция и
развитие мыслительной деятельности, формирование саморегуляции
познавательной деятельности и поведения, развитие пространственновременной ориентировки, моторики (в том числе мелкой).
При определении формы проведения занятий важным становится
особая пространственная и временная организация образовательной среды с
учетом низкой работоспособности, эмоциональной нестабильности учащихся
с ЗПР. Следует обеспечивать баланс между статическими и двигательноактивными занятиями, уделять больше внимания практико-деятельностной
основе проведения занятий; использовать игровые формы, наглядность,
предметно-практическую деятельность. Полезными будут формы,
повышающие мотивацию детей с ЗПР (например, введение игрового
персонажа, от лица которого ставится дидактическая задача, элементы
неожиданности, приглашение гостей).
При подготовке материалов к занятию следует учитывать особенности
психофизического развития конкретной группы детей с ЗПР.
Дифференциация предъявляемых материалов и вопросов при проведении
беседы по результатам просмотра видеофрагментов и при показе
презентационного материала в виде слайдов – видео не должно быть
монотонным, длительным и перегруженным информацией, презентация
также не должна быть перегружена текстом, фотографиями, иллюстрации
должны быть крупными и четкими. Следует использовать дополнительный

дидактический материал, опорные схемы, алгоритмы учебных действий.
Материал должен соответствовать возможностям учащихся, включать
различные вспомогательные средства, активизирующие восприятие и
предупреждающие
утомление,
инертность
психических
функций,
улучшающие эмоциональное состояние ребенка.
Необходимо учитывать имеющийся практический жизненный опыт
учащихся с ЗПР, сформированность мыслительных операций, представлений
о предметной и социальной действительности, уровень саморегуляции.
Исключительно важно создание благоприятной обстановки на занятии,
установление психологического контакта, использование позитивных
средств стимуляции деятельности и поведения.
Для 1-3 класс значимо усиление игрового компонента, с 4 класса соревновательного компонента.
Организация процесса обучения должна строится с учетом специфики
усвоения знаний, умений и навыков (потребность в «пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании
специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему
развитию учащегося, так и компенсации индивидуальных недостатков
развития). При организации занятий следует исходить из возможностей
ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть
доступным для обучающихся с ЗПР. Трудность задания следует варьировать
пропорционально возможностям учащихся класса. Изучаемую тему следует
включать в общий контекст, формируя систему межпредметных связей.
Необходимо проведение словарной работы, полезно включать задания,
активизирующие применение само- и взаимоконтроля; групповые формы
работы. Задания и формы работы должны быть ориентированы на
расширение сферы жизненной компетенции ребенка.
Требуется обобщение информации, полученной на занятии. Важна
обратная связь: что узнал нового; что было самым интересным; как
полученные знания могут пригодиться в жизни. Педагог должен убедиться,
что материал был правильно воспринят. При формулировании выводов и
суждений детям с ЗПР требуется помощь. При подведении итогов возможны
различные формы поощрения за достижения (жетоны, очки, фишки).
При проведении занятий педагог должен отслеживать ухудшение
психоэмоционального состояния учащегося, выражающееся в общей
дезорганизации деятельности и поведения. Следует придерживаться
психогигиенических требований к организации активности детей на занятии,
чередовать нагрузку с отдыхом и динамическими паузами.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая
игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья,
культура и история родного края. Ответственность гражданина за судьбу
своей Отчизны. Историческая память народа и каждого человека. Связь
(преемственность) поколений – основа развития общества и каждого
человека. Историческая память – это стремление поколения, живущего в
настоящее время, принять и воспитывать в себе качества, которые отражают
нравственные ценности предыдущих поколений («Там, где Россия», «Что
такое Родина? (региональный и местный компонент)», «День народного
единства», «Урок памяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России.
Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её —
часть любви к Отчизне. Преемственность поколений в готовности защищать
родную землю. Великая Отечественная война: герои, подвиги,
самопожертвование. Непокоренный Ленинград: страницы истории блокады
города («Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской»,
«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от
фашистской блокады», «День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения
Ф. Ушакова», «Союзники России», «Урок памяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства.
Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России.
Примеры выполнения обязанностей членами общества. Избирательная
система в России (общее представление) («Главный закон страны»,
«Избирательная система России (30 лет ЦИК)», «Налоговая грамотность»).
Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление
патриотических чувств. Россия от края и до края: разнообразие природы,
объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО.
Природа малой Родины. Природные достопримечательности Поволжья,
Севера, Сибири, Дальнего Востока. Крым – природная жемчужина.
Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь
домой», «Я вижу Землю! Это так красиво», «Экологичное потребление»).
Нравственные ценности российского общества. Трудовая
деятельность россиян, созидательный труд на благо Отчизны. Многообразие
профессий, люди особых профессий (спецназ, МЧС, полиция, гражданская
авиация) («День спецназа», ««Первым делом самолеты». О гражданской
авиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего
— что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей,
бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё

время, пока работаешь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе»,
«Герои нашего времени»).
Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество
настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить
заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена:
благотворительность граждан; пожертвование как одна из заповедей в
традиционных религиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и
мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей,
которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим
людям? («Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день
психического здоровья, профилактика буллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность –
мы вместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней
нуждается: больным, старым, слабым («Будь готов! Ко дню детских
общественных организаций»). Всемирный фестиваль молодежи
Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной
деятельности. Взаимоответственность членов учебного коллектива за успехи
одноклассников, помощь, поддержка в коллективе – залог его благополучия
и отсутствия конфликтов. Противостояние отрицательным влияниям
(«Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)»,
«Россия – здоровая держава»).
Государственные праздники Российской Федерации:
− Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции
празднования Нового года в разных странах. История возникновения
новогоднего праздника в России. Рождество (7 января). История праздника
Рождества Христова. Рождественские традиции в России. История создания
новогодних игрушек («Новогодние семейные традиции разных народов
России»).
− День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в
России. Значение научных открытий для прогресса общества и развития
человека. Преемственность поколений в научных достижениях. Выдающиеся
ученые прошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э.
Циолковский. Научные открытия российских учёных, без которых
невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография,
радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце. Качества
ученого: талант, вдохновение, упорство, увлеченность. Проявление интереса
к научным знаниям и деятельности российских ученых. Желание расширять
свои знания, участвовать в школьной опытно-исследовательской
деятельности. Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? «Плюсы» и

«минусы» виртуального мира. Правила безопасного пользования Интернетресурсами.
(«Россия:
взгляд
в
будущее»,
«Технологический
суверенитет/цифровая экономика/новые профессии», «190 лет со дня
рождения Д. Менделеева. День российской науки»).
− День защитника Отечества (23 февраля). История рождения
праздника. Защита Отечества — обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны
и мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина:
смелость, героизм, самопожертвование («День защитника Отечества. 280 лет
со дня рождения Ф. Ушакова»).
− Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности
и любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России, прославившие свою
Отчизну («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
− День космонавтики (12 апреля). Страницы истории российской
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый
полёт человека в космос – Ю. А. Гагарин; первый выход в открытый космос
— А. А. Леонов; самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков.
Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса («Я вижу Землю! Это
так красиво»).
− Праздник Весны и Труда (1 мая). Истории праздника – 100 лет.
Последний весенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в саду,
в огороде. С давних времен люди желали друг другу хорошего урожая,
удачного лета. Традиция изменилась, когда женщины-работницы выступили
на митинге с требованиями прекратить эксплуатировать детский труд и
повысить заработную плату женщинам («Труд крут!»).
− День Победы (9 мая). Великая победа советской армии в Великой
Отечественной войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за
свободу своей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла,
партизанского движения. Кто такие фашисты? Почему они хотели сделать
все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места
принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. 11 апреля — день
освобождения узников концлагерей. Связь (преемственность) поколений:
бессмертный полк — помним, любим, гордимся («День памяти»).
− День России (12 июня) – праздник всех, кто любит свою страну,
заботиться о ее процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского
мира, согласия всех народов Российской Федерации. В это день каждый еще
раз вспомнит о том, что Россия – это мы, живущие в больших и малых
городах, на берегах Северного Ледовитого океана и на склонах Кавказских
гор, в Поволжье и за Уралом…. В этот день мы еще раз убеждаемся, что все
народы нашей страны – едины («Там, где Россия»).

− День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому
ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая
необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания —
основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться
к обогащению и расширению своих знаний («День Знаний»).
− День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе
профессия. Назначение учителя – социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского
труда. Страницы истории развития образования. Первые школы, первые
учителя-монахи. Влияние книгопечатания на развитие образования. И.
Федоров. Великие педагоги прошлого. Учебники К.Д. Ушинского для
обучения грамоте детей. Яснополянская школа Л. Н. Толстого («День
учителя (советники по воспитанию)»).
− День народного единства (4 ноября). Этот праздник – проявление
гордости и поклонения предшествующим поколениям, которые не раз
проявляли патриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина
нуждалась в защите. Так было в 1612 году, когда Минин и Пожарский
собрали народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Так
было в 1941-1945 годах во время Великой Отечественной войны с
фашистами. («День народного единства»).
Различные праздники, посвященные истории и культуре России:
Историческая память: Пётр и Феврония Муромские – символ любви и
взаимопонимания в семейной жизни. Ценности российской семьи: любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Семья –
первый в жизни ребенка коллектив. Традиции, обычаи, трудовая и досуговая
деятельность; взаимоотношения в семьях разных народов РФ. Поколения в
семье. Семейное «древо». Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности,
досуге семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание
роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на
сына и/или дочь. Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать —
хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С
первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама —
человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей («О
взаимоотношениях в семье (День матери)»).
Культура России. Что такое творчество? Люди творческих профессий:
поэты, художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры
народных
17

промыслов. Искусство в жизни человека. Страницы истории
становления искусства в России: от Древней Руси до современности
(скоморохи, первые театры опера и балета, драматические театры в России).
Музыкальное, изобразительное, театральное, цирковое искусства и его
выдающиеся представители. К. С. Станиславский — великий деятель
театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. Значение
российской культуры для всего мира («По ту сторону экрана. 115 лет кино в
России», «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню цирка)», «От «А» до
«Я», 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин
– создатель нового русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни
памяти российских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич
Гоголь – русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной
литературы («215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык.
Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине - России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В
сфере
духовно-нравственного
воспитания:
признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения
и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес
к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе

информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия: для решения
предложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции
(сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и
безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов,
демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление
нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в
текстовом, иллюстративном, графическом виде.
Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять
активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу
обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
создавать устные и письменные высказывания, небольшие тексты (описание,
рассуждение); проявлять желание готовить небольшие публичные
выступления.
Универсальные учебные регулятивные действия: признавать
возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать свое мнение. Принимать участие в
планировании действий и операций по решению учебной задачи, оценивать
свое участие в общей беседе (дискуссии, учебном диалоге).
Предметные
результаты
освоения
программы
внеурочной
деятельности «Разговоры о важном» представлены с учётом специфики
содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание
курса внеурочной деятельности.
Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании
содержания учебных предметов. Это позволяет совершенствовать
функциональную грамотность младших школьников: развивать умения
использовать полученные знания в нестандартных ситуациях; отбирать,
анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной задачей;
строить высказывания и тексты с учетом правил русского языка.
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных

духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как
основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского
языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение
основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка;
использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной
литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего
развития личности человека; первоначальное представление о многообразии
жанров художественных произведений и произведений устного народного
творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации
текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с
культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к
своей семье и семейным традициям, организации, родному краю, России, её
истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления
о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой
природы; сформированность основ рационального поведения и
обоснованного принятия решений; первоначальные представления о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых
профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и
природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях
и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать
и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире
(в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение
базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической,
аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования
электронных ресурсов организации и Интернете, получения информации из

источников в современной информационной среде; формирование навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил
безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при
общении с людьми вне семьи, в Интернете и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение
опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с
экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание
необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли
в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и
давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять
готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение
суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности,
веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно
нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение
приводить примеры положительного влияния религиозной традиции на
отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с
людьми
разного
вероисповедания;
осознание,
что
оскорбление
представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в
обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого
достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
формирование
умений
объяснять
значение
слов
«милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие»; умение находить образы,
приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и
сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни;
открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение
любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых
в российском обществе норм морали, отношений и поведения людей,
основанных на российских традиционных духовных ценностях,
конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с
использованием различных художественных материалов и средств
художественной выразительности изобразительного искусства; умение
характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов
России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной
музыки.

Технология: сформированность общих представлений о мире
профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии
предметов материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о
физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных
физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в
игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ
учебных предметов и способствуют развитию кругозора младшего
школьника, его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция
внеурочной деятельности особенно важна и является после решения
воспитательных задач - существенной и приоритетной.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание».
Возможности, которые предоставляют проекты общества «Знание» для
обучающихся различных возрастов.
Родина — не только место рождения. Природные и культурные
памятники – чем гордимся, о чем помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом
мужества и стойкости, а жизнь служит примером беззаветной преданности
Отечеству, истиной любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией
Российской Федерации каждому гражданину нашей страны. Жизнь, свобода,
права и благополучие граждан является одной из главных ценностей, а
проявление гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего
города, региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в
мир возможностей, которые создало государство для каждого ребенка в стране,
наставник и «старший товарищ», помогающий как объединить школьный
коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития
каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших
отношений с окружающими. Уважение к окружающим – норма жизни в нашем
обществе. В условиях информационных перегрузок, разнообразия быстро
решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой
составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию,
которое, в свою очередь, может привести к проблемам физического здоровья,
конфликтам с близкими, неуверенности, озлобленности. Знания о том, как
наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое здоровье, как

смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не
опуститься до «травли» других, необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в
произведениях кинематографического искусства, которое имеет свой «золотой
фонд», признанный во всем мире. Отечественное кино передает наши
традиционные ценности, великое культурно-историческое наследие,
отображает то, что объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино
отражает не только основные вехи развития страны, но и моделирует образ ее
будущего. Кино, наряду с литературой и театром, позволяет человеку увидеть
себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев,
анализировать и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с
миром профессий, с творчеством талантливых людей, с историей и культурой
страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют
особую значимость, они олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу
духа, беспримерное самопожертвование, готовность мгновенно прийти на
помощь
Родине.
Военнослужащие
спецназа
обладают
особыми
профессиональными, физическими и моральным качествами, являются
достойным примером настоящего мужчины.
Единство нации – основа существования российского государства.
Единство многонационального народа, уважение традиций, религий, уклада
жизни всех народов является главным в жизни страны. Пока мы едины – мы
непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать
так же, как границы государства, это основа и залог существования
современной страны. Развитие сферы информационных технологий сегодня
стратегически важно для будущего, профессии в этой сфере очень
перспективны и востребованы. Технологический суверенитет решает задачи
обеспечения безопасности, получения энергии, продовольственной
независимости, транспортной связности. Логика развития экономики
предполагает защиту и формирование высокотехнологичных отраслей с
высокой долей интеллектуальных вложений. Появление новых профессий
связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому
суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины,
которые создают и поддерживают отношения уважения, заботы и взаимной
поддержки. Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети стремились
создавать полноценные многодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители,
семья, дом, друзья, родной город, регион, вся наша страна и народ. Чувство
любви к своей Родине человек несет в себе всю жизнь, это его опора и
поддержка. Родина – это не просто территория, это, прежде всего то, что мы
любим и готовы защищать.

Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности.
Исторически сложилось, что в сложные годы нашей страны люди
безвозмездно помогали друг другу, оказывали всестороннюю поддержку.
Даша Севастопольская, сёстры милосердия – история и современность.
Россия — страна с героическим прошлым. Современные герои — кто
они? Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение
обязанностей. Ответственность — это осознанное поведение.
Новый год — праздник для всех россиян. У каждого народа есть
интересные новогодние семейные традиции. Знакомство с обычаями и
культурой новогодних праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы
передачи информации до появления письменности. Разница между азбукой и
букварем. «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым: «Ради скорого
младенческого научения». Любовь к чтению, бережное отношение к книге
начались 450 лет назад.
Современный
человек
должен
обладать
функциональной
грамотностью, в том числе налоговой. Для чего собирают налоги? Что они
обеспечивают для граждан? Выплата налогов – обязанность каждого
гражданина Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки — тяготы блокадного Ленинграда.
Блокадный паек. О провале планов немецких войск. 80 лет назад город-герой
Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими
обладает правами? Что дает заключение союзного договора для государств?
Союзники России – государства, которые разделяют и поддерживают наши
общие традиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению
союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические
достижения в нашей стране. 190-летие великого русского учёного-химика,
специалиста во многих областях науки и искусства Д.И. Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой
страной в мире, которую за ее продолжительную историю шаг за шагом
исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы. Удивительные
уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня. Смекалка в военном деле. 280-летие со
дня рождения великого русского флотоводца, командующего Черноморским
флотом (1790—1798); командующего русско-турецкой эскадрой в
Средиземном море (1798—1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений — то, что у тебя внутри. Как найти своё место
в жизни? Что нужно для того, чтобы найти друзей и самому быть хорошим

другом? Примеры настоящей дружбы. Что нужно для того, чтобы создать
хорошую семью и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в
России. Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим
профессионалом.
Поддержка
профессионального
самоопределения
школьников в России. Эти вопросы волнуют подростков. Проблемы, с
которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная
площадка фестиваля. Исторические факты появления всемирного фестиваля
молодежи и студентов. Фестивали, которые проходили в нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской
гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и летчиковиспытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды российских
летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского
полуострова. Значение Крыма. Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должны
стремиться поддерживать здоровый образ жизни. Физическое и психическое
здоровье населения играют важную роль в укреплении экономического
потенциала и социальной стабильности страны, повышают качество жизни
каждого человека.
Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История
цирка, цирковые династии России. Знаменитые на весь мир российские
силачи, дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные
космонавты-рекордсмены. Подготовка к полету — многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской литературы, автор
знаменитых «Мертвых душ», «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая Гоголя
актуальны по сей день.
Экологичное потребление — способ позаботиться о сохранности
планеты. Экологические проблемы как следствия безответственного
поведения человека. Соблюдать эко-правила — не так сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение
России. Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования
Дня Победы.
19 мая 1922 года — день рождения пионерской организации. Цель ее
создания и деятельность. Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения.
Вклад А. С. Пушкина в формирование современного литературного русского
языка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовность
к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, техно-логиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие

цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать
эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в
решении практических задач; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний
из социальных и естественных наук для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством
познания
мира;
овладение
основными
навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды: освоение обучающимися социального
опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды; открытость опыту и
знаниям других; повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; умение анализировать и
выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями: использовать вопросы как исследовательский инструмент

познания; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать,
систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации; оценивать надёжность информации по критериям,
предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно; эффективно систематизировать информацию.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в
устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять
уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия
при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать
организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными
действиями: ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами
самоконтроля, самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения

(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать
соответствие результата цели и условиям; выявлять и анализировать
причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы
и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; осознанно
относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на
ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё
вокруг.
Предметные результаты освоения программы представлены с учётом
специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение
содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: совершенствование различных видов устной и
письменной речевой деятельности; формирование умений речевого
взаимодействия: создание устных монологических высказываний на основе
жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной,
художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных
видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации; овладение различными видами чтения
(просмотровым,
ознакомительным,
изучающим,
поисковым);
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме
содержания текста; выделение главной и второстепенной информации, явной
и скрытой информации в тексте; из-влечение информации из различных
источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной
ценности литературы и её роли в формировании гражданственности и
патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской
Федерации; понимание специфики литературы как вида искусства,
принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического; овладение умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное, понимать
художественную картину мира, отражённую в литературных произведениях,
с учётом неоднозначности заложенных в них художественных смыслов;
овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя
подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы
по прочитанному произведению и формулировать вопросы к тексту; развитие
умения участвовать в диалоге о прочитанном произведении, в дискуссии на
литературные темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и
мнениями участников дискуссии; давать аргументированную оценку
прочитанному.

Иностранный язык: умение сравнивать, находить черты сходства и
различия в культуре и традициях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной
эксплуатации технических средств информационно-коммуникационных
технологий; умение соблюдать сетевой этикет, базовые нормы
информационной этики и права при работе с приложениями на любых
устройствах и в Интернете, выбирать безопасные стратегии поведения в
Сети.
История: соотносить события истории разных стран и народов с
историческими периодами, событиями региональной и мировой истории,
события истории родного края и истории России; определять современников
исторических событий, явлений, процессов; умение выявлять особенности
развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи;
умение рассказывать об исторических событиях, явлениях, процессах
истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках,
демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание
необходимых фактов, дат, исторических понятий; умение выявлять
существенные черты и характерные признаки исторических событий,
явлений, процессов; умение устанавливать причинно-следственные,
пространственные, временные связи исторических событий, явлений,
процессов изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими
событиями XX — начала XXI в.; умение определять и аргументировать
собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический
материал, в том числе используя источники разных типов; приобретение
опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о
социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими
людьми, важности семьи как базового социального института; о характерных
чертах общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения; о процессах и явлениях в экономической,
социальной, духовной и политической сферах жизни общества; об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской
Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего); о системе образования в Российской
Федерации; об основах государственной бюджетной и денежно-кредитной,
социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и

экстремизма; умение характеризовать традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость,
взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России,
преемственность истории нашей Родины); умение сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные
объекты, явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их
элементы и основные функции; умение устанавливать и объяснять
взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах
общественной жизни, их элементов и основных функций, включая
взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве; умение
использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм своё отношение к явлениям, процессам
социальной
действительности;
умение
анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию, соотносить её с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения; осознание ценности культуры и традиций
народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете
Земля, в решении современных практических задач своего населённого
пункта, Российской Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи
устойчивого развития; умение устанавливать взаимосвязи между
изученными природными, социальными и экономическими явлениями и
процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и
процессами; умение оценивать характер взаимодействия деятельности
человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки
зрения концепции устойчивого развития.

Подготовка учителя к работе по программе
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем участники
расходятся по своим классам, где проходит тематическая часть занятия.
Сценарий рассчитан на 30 минут общения с учащимися. В методических
рекомендациях, которые даны к каждому сценарию, учителю даются советы,
как в случае необходимости расширить или сократить содержание занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться
со сценарием и понять логику его построения. Педагог обратит внимание на
три структурные части сценария: 1-я часть — мотивационная, 2-я часть —
основная, 3-я часть — заключительная. На каждую часть дано
приблизительное время проведения. Цель мотивационной части занятия (3—
5 минут) — предъявление учащимся темы занятия, выдвижение мотива его
проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала,
оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть
занятия.
Основная часть (до 20 минут) строится как сочетание разнообразной
деятельности учащихся: интеллектуальной (работа с представленной
информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика,
создание описаний, рассуждений), практической (решение конкретных
практических задач), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой
(обсуждение воображаемых ситуаций, художественная деятельность).
В заключительной части подводятся итоги занятия и рассматривается
творческое задание.
Учитель должен ознакомиться с методическими рекомендациями,
которые даются в каждом сценарии, что поможет ему осознанно принять
цель занятия, его содержание и структуру.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».