Программа профориентационного минимума

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
ГБОУ СО «Школа города Лесного»

УТВЕРЖДЕНО:
директор
ГБОУ СО «Школа города Лесного»
Л.Н. Афанасьева
Приказ от «31» августа 2023г. № 215___

Протокол от «31» августа 2023г. № 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО МИНИМУМА
государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
Свердловской области
«Школа города Лесного, реализующая
адаптированные основные общеобразовательные программы»

2023 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Профориентационный минимум разработан в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ориентирован на обеспечение индивидуальных потребностей
учащихся и направлен на достижение планируемых результатов освоения
Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего
образования (далее – АООП ООО) с учётом выбора участниками образовательных
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не
только на уроке, но и за его пределами.
Профориентационный минимум ГБОУ СО «Школа города Лесного» (далее Школа) разработан в соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.)
2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г. № 1897. Ред. от 11.12.2020г.)
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 №
568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 №
69675.) (далее – ФГОС ООО)
5. Приказ Минпросвещения РФ от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в
некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования по вопросам воспитания обучающихся»
6. Программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию протокол от 29.09.2022 года № 7/22)
7. Примерная
рабочая
программа
курса
внеурочной
деятельности
«Профориентация» (основное общее образование) (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
протокол от 25.08.2022 года № 5/22)
8. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в
общеобразовательных организациях Российской Федерации, 2023 год.
Теоретическое обоснование и актуальность
Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это
важнейшая задача, стоящая перед учащимися с задержкой психического развития
(далее - ЗПР) основного уровня образования Школы. От того, насколько

качественно, осознанно и своевременно эта задача решается, зависит качество
последующей социальной и профессиональной жизни выпускника.
При этом существующие на сегодняшний день методы и подходы к
информированию учащихся о спектре современных профессий, предпринимаемые
Школой по организации профессиональной ориентации, – недостаточны. В выборе
профессии большинство учащихся 6–9 классов Школы демонстрируют
неосознанную некомпетентность – т.е. проявляют довольно низкую
осведомленность о современном мире профессий и системе среднего
профессионального при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению
инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют
зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают
выбор профессиональной траектории как актуальную для себя жизненную задачу.
Данная проблема находится в неразрывной связи с другими сложностями.
Во-первых, важная роль в решении вопросов профориентации традиционно
отводится Школе. При этом на сегодняшний день можно говорить о дефиците
ресурсов, которыми располагает Школа для выполнения этих задач. Для проведения
профориентационной работы необходимо специально организованное время и место
в образовательной практике и подготовленный специалист для осуществления такой
работы. Отсутствует система целенаправленного обучения педагогов содержанию и
методам профориентационной работы. Также можно констатировать нехватку
обоснованных научно-методических средств для проведения диагностики
(доступных для работы инструментов мало, многие из них неясного качества).
Участие родителей, которые чаще всего фактически обладают “решающим голосом”
при формировании индивидуальной образовательно-профессиональной траектории
учащимися, не предусмотрено в явном виде и может вступать в противоречие с
профориентационной работой, которую проводит Школа.
Во-вторых,
современному
миру
свойственна
большая
степень
неопределенности и изменчивости, обусловленная высокими темпами развития
техники, информационных технологий, общества. В подобных условиях с
уверенностью прогнозировать развитие рынка труда и востребованность
профессиональных навыков на горизонте 10–15 лет становится крайне сложной
задачей, так как знания в некоторых быстро развивающихся областях неизбежно
“устаревают” уже на момент их получения. Этот фактор может влиять на
неочевидность
важности
формирования
образовательно-профессиональной
траектории в восприятии подростка, а в ряде случаев приводя даже к фактическому
отказу от выбора, созданию ситуации “отложенного выбора”.
Вследствие этого обеспечение профориентационной помощи учащимся 6–9
классов Школы через внедрение профориентационного минимума представляется
актуальной задачей. Современная и эффективная программа профессиональной

ориентации должна выполнять опережающую, преадаптивную и прогностическую
функции, способствуя развитию у учащихся готовности к профессиональному
самоопределению.
Готовность к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) является
комплексной характеристикой, имеющей как смысловую, содержательную, так и
инструментальную стороны.
К смысловой стороне ГПС относятся мотивационно-личностные и
психофизиологические предпосылки выбора профессии: интересы, мотивы,
способности субъекта, его когнитивные качества, особенности нервной системы и
др., а также готовность к выбору профессии в узком смысле слова – т.е. осознание и
принятие на себя задачи профориентации как таковой, наличие внутренней
мотивации (интереса) для ее решения.
К инструментальной стороне ГПС относится уровень информированности о
современном мире профессий, системе профессионального образования,
способность использовать другие специальные знания и навыки, которые входят в
понятие карьерной грамотности.
Сформированность как смысловых, так и инструментальных аспектов ГПС
приводит к готовности учащегося с ЗПР деятельно вкладываться в процесс
самоопределения, сопровождаемый педагогами Школы.
Система профориентационной работы рассчитана на освоение универсальных
компетенций, касающихся цикла профессионального самоопределения и
охватывающих одновременно несколько его уровней:
- целевой (наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального
самоопределения);
- мотивационный (сформированность профессионально-трудовой мотивации и
ценностных ориентаций);
- информационный (профессионально-образовательная информированность,
карьерная грамотность);
Принципы реализации профориентационного минимума:
- системность: использование комплексного подхода, включающего диагностику
профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные
информационные программы. Все подходы реализуются в активизирующем
профессиональное самоопределение формате, некоторые активности предполагают
преимущественно игровой формат учитывая особенности учащихся с ЗПР;
- систематичность: профориентационный минимум реализуется в течение
нескольких лет, все участники смогут наблюдать динамику своего развития. Работа
разбита на этапы, логически связанные между собой. Учащийся будет получать
обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях,
которые будут отвечать его особенностям, запросам и уровню ГПС;

- доступность: любой учащийся по программе общего образования (или его
родитель/законный представитель) сможет воспользоваться профориентационной
помощью. В Школе используются адаптированные методики;
- межведомственность: создание оптимально эффективных технологий работы на
основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации
ведомств.
Профориентационный минимум вводится для учащихся 6–9 классов школы. Все
виды активностей в рамках профориентационного минимума (видеоконтент, статьи,
тематические уроки и беседы, методы диагностики, мероприятия) разработаны с
учетом особенностей, учащихся с ЗПР и ориентированы на разные возрастные
группы. В Школе предусмотрена реализация базового уровня профориентационного
миинимума.
Цели и задачи базового уровня профориентационного минимума
Цель реализации базового уровня – активизация профессионального
самоопределения учащихся и формирование у них основ инструментальной стороны
профессионального самоопределения.
Задачи базового уровня:
- организация и систематизация первичной профориентационной помощи;
- развитие представлений учащихся о современном разнообразии профессий и
специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики,
возможностях профессионального образования;
- информирование учащихся о содержании деятельности востребованных на рынке
труда специалистов;
- развитие мотивации учащихся к профессиональному самоопределению;
- диагностика склонностей учащихся к профессиональным направлениям.
Планируемые результаты освоения базового уровня профессионального
минимума
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы;
- готовность к разнообразной совместной деятельности;
- выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе
взаимопонимания и взаимопомощи.

В сфере патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий
на предприятия своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать своё поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
- осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в
ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
- осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
- стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник
планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
- осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни;
- способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
- умение принимать себя и других, не осуждая;
- умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
- сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе знаний, полученных в ходе изучения к минимума;
- осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
- готовность адаптироваться в профессиональной среде;

- уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
- осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
- повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с
профессиями сферы «человек-природа»;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность;
- осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
- ориентация в деятельности, направленную на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира,
средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной
сфере;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе
изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели
индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональному признаку;
- способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах
деятельности;
- навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе
профессиональное;
- умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
- умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
- способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.

Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
- выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для
полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей
проблемы;
- использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
- аргументировать свою позицию, мнение;
- оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе
работы с интернет-источниками;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
обсуждения в группе или в паре;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;
- выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную
специальность в новых условиях;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим
обучением;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями
общения в рамках занятий, курсов;
- выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
- понимать намерения других участников занятий, курсов, проявлять уважительное
отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме
формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения друг с другом;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения
заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности,
коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

- уметь обобщать мнения нескольких участников занятий, курсов, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других участников
курса, занятий.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
- выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
- делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе профессионального самоопределения;
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса по профориентационному
минимуму, уметь находить позитивное в любой ситуации;
- уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- различать, называть и управлять собственными эмоциями;
- уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
участников курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Русский язык:
- формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи
современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения
учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монологописание; монолог-рассуждение; монолог-повествование;
- участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации;
- обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой
деятельности;
- извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование
ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой,
в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
- создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения
текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная
законченность;
- последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели
текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие
грамматической связи предложений в тексте; логичность.
Литература:

- овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи;
- применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:
- овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со
спецификой современных профессий;
- приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила
информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в
Интернете;
- использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме.
Информатика:
- овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка
информации, алгоритм, модель, цифровой продукт — и их использование для
решения учебных и практических задач;
- умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости
передачи данных.
География:
- освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества
жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населенного пункта;
- умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными
и экономическими явлениями и процессами;
- умение использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни.
Физика:
- умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
- понимание необходимости применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования.
Обществознание:
- освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института;
- характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм,
регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в
том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового
законодательства);
- умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности
людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных

сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных
функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм;
- приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и
защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для
анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового
плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей
деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом.
Биология:
- владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков,
диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её
достоверности;
- умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов.
Изобразительное искусство:
- сформированность системы знаний о различных художественных материалах в
изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения
изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о
выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и
архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:
- сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости
безопасного поведения;
- овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на
природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации,
при воздействии рисков культурной среды).
Условия для реализации базового уровня профориентационного
минимума в Школе:
1. Назначение ответственного в школе по профориентации (зам.директора по
воспитательной работе).
2.Определение ответственных специалистов по организации профориентационной
работы из числа педагогических работников (классные руководители). Проведение
инструктажа по организации и проведению профориентационной работы в Школе.
3. Разработка плана профориентационной работы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, входящих в учебные группы.

Форматы реализации базового уровня профориентационной работы в
Школе:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- взаимодействие с родителями (законными представителями).
Урочная деятельность:
- Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета
«Технология» (в части изучения отраслей экономики и создания материальных
проектов).
Готовые профориентационные материалы для предмета размещены на
сайте: https://bvb-kb.ru/?section=urochnaya-deyatelnost
Количество: 4 часа
Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты». Курс
подразумевает работу по программе курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» (далее – Программа), рассчитанной на 34 академических часа. Программа
содержит занятия, содержащие профориентационные диагностики (диагностику
склонностей, диагностику ГПС, диагностику способностей, личностных
особенностей и др); профориентационные уроки; занятия, посвященные изучению
отраслей экономики; рефлексивные занятия, моделирующие онлайн-профпробы в
КИК «Конструктор будущего».
Материалы для внеурочной деятельности размещены на сайте: https://bvbkb.ru/?section=urochnaya-deyatelnost
Взаимодействие с родителями (законными представителями):
Родительское собрание – 2 часа (ознакомительное и итоговое).
Готовые материалы для родительских собраний размещены на сайте:
https://bvb-kb.ru/?section=urochnaya-deyatelnost
План профориентационной работы на 2023-2024 учебный год
№
п/
п
1

2

3

Наименование
мероприятия

Класс

Срок

Ответственные

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Разработка проекта
Программы
заместитель
июль
профориентационного
директора по ВР
минимума Школы
Размещение
информационнозаместитель
методических
6-9
в течение года
директора по ВР
материалов на сайте
Школы.
Организация работы по
развитию
заместитель
информационного поля
директора по ВР,
6-9
в течение года
по
классные
профориентационной
руководители
работе

УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Уроки
профориентационной
в соответствии с
направленности в
6-9
расписанием
учителя технологии
рамках учебного
предмета «Технология»
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1 Курс
профориентационных
классные
6-9
каждый четверг
занятий «Россия – мои
руководители
горизонты»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
1 Родительские классные
собрания с
обсуждением вопросов
внедрения
профориентационного
в течение года
классные
минимума,
6-9
(по запросу классных руководители,
обеспечивающего
руководителей)
педагог-психолог
реализацию единой
модели
профориентации
учащихся
2 Общешкольные
родительские собрания,
в ходе
которых
рассматриваются
заместитель
вопросы внедрения
директора по ВР,
профориентационного
6-9
октябрь, апрель
классные
минимума,
руководители
обеспечивающего
реализацию единой
модели
профориентации
учащихся
3 Консультации
родителей по вопросам
в течение года
профессиональной
(согласно плану
9
педагог-психолог
онлайн – диагностики
педагога-психолога)
учащихся
1

1

РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
ШМО классных
руководителей
«Внедрение
заместитель
профориентационного
директора по ВР,
минимума,
6-9
август
руководитель ШМО
обеспечивающего
классных
реализацию единой
руководителей
модели
профориентации»

2

3

Изучение
методических
рекомендаций по
внедрению
профориентационного
минимума,
обеспечивающего
реализацию единой
модели
профориентации
Индивидуальное
консультирование по
вопросам
профилактической
работы с учащимися и
родителями
(законными
представителями).

6-9

в течение года

в течение года
6-9

заместитель
директора по ВР,
классные
руководители

заместитель
директора по ВР,
классные
руководители,
педагог-психолог,
ответственный
специалист

Критерии готовности к профессиональному самоопределению
Класс

6-7

Целевой
Актуализация целей
предстоящего
профессионального
выбора и определения
своего места в обществе.
Наличие целевых
установок, значимых
для процесса
профессионального
самоопределения

Мотивационный
Профессиональнотрудовая мотивация и
ценностные
ориентации

Информационный
Профессиональная
(профессиональнообразовательная)
информированность

Нахождение
личностного смысла в
планировании
профессионального
выбора.

Знание: многообразия
трудовых ролей;
основных сфер и типов
профессий; условий
труда; характера и
степени влияния
профессионального
выбора на будущее
человека; своих
склонностей и
интересов, значимых
для будущего
профессионального
выбора.

Понимание и принятие
ценности
профессиональнотрудовой деятельности
как основы
личностного развития
человека.

8-9

Целенаправленность,
осознанность
и
самостоятельность
в
профессиональнообразовательном выборе
и в построении личного
профессионального
плана

Соотнесение своих
потребностей и
возможностей с
реальными
требованиями профессиональных
направлений.
Принятие в качестве
личностно значимой
ценности

Деятельностный
Опыт
профориентационно
значимой
деятельности
(включая наличие
профориентационно
значимых продуктов)
Вовлечение в
специально
организованную
практическую,
проектноисследовательскую,
познавательную,
игровую, творческую
деятельность профориентационной
направленности.

Опыт прохождения
игровых
профессиональных
проб.
Понимание
Опыт
успешного
современных
поиска необходимых
особенностей
и профориентационнотенденций
развития значимых внешних
профессиональноресурсов
трудовой
сферы, (информация, люди)
выступающих
и использования их в
факторами
процессе
своего
профессионального
самоопределения.
самоопределения, и их

Рефлексивный
Осознание и
самооценка процесса
своего
профессионального
самоопределения и его
результатов
Самооценка своих
склонностей и
интересов как основы
профессионального
выбора; осознание
образа «я» в контексте
профессионального
самоопределения.
Самооценка своих
учебнопредпрофессиональных
достижений

Самооценка комплекса
своих возможностей и
потребностей
в
контексте
потребностей
территориального
рынка
труда,
как
основы
профессионального
выбора.

продуктивности
(производительности,
эффективности)
человека и его
деятельности.

учет при построении
собственной
профессиональнообразовательной
траектории.
Знание:
своих
способностей
и
внутренних
ограничений,
значимых
для
профессионального
выбора, в том числе —
медицинских
противопоказаний
к
выбору
профессии;
внутренних и внешних
ресурсов
выбора;
внешних
ограничителей выбора;
местного
рынка
профессиональнообразовательных
услуг;
особенностей
региональной
экономики и рынка
труда,
степени
востребованности
различных профессий
в
районе,
городе,
регионе, стране.

Опыт прохождения
профессиональных
практик,
предполагающих
погружение
в
социальнопрофессиональный
контекст,
решение
профессиональных
задач и изготовление
продукта, типичного
для
данной
профессии.

Сравнительная оценка
альтернатив с целью
выбора
наиболее
приемлемой.

Распознавание
и
оценка
внешних
негативных факторов и
рисков (в том числе
манипулятивных
воздействий),
препятствующих
успешному
Опыт
успешного самоопределению.
преодоления
препятствий,
Самостоятельное
затрудняющих
разрешение
процесс
внутренних и внешних
самоопределения.
противоречий,
возникающих
в
Опыт
построения процессе
личного
самоопределения.
профессионального
плана (как набора Самооценка
альтернатив). Опыт промежуточных
презентации
себя, (частных) результатов
своих
сильных процесса
своего
сторон, достижений, профессионального
целей
и самоопределения
в
профессиональноконтексте
своего
карьерных
профессионального
намерений.
выбора и «дальних
целей»
личного
профессионального
плана.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».