ПРИНЯТО: педагогическим советом ГБОУ СО «Школа города Лесного» УТВЕРЖДЕНО: директор ГБОУ СО «Школа города Лесного» Л.Н. Афанасьева Приказ от «31» августа 2023г. № 215___ Протокол от «31» августа 2023г. № 1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО МИНИМУМА государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Школа города Лесного, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Профориентационный минимум разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирован на обеспечение индивидуальных потребностей учащихся и направлен на достижение планируемых результатов освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования (далее – АООП ООО) с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами. Профориентационный минимум ГБОУ СО «Школа города Лесного» (далее Школа) разработан в соответствии с нормативными документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023 г.) 2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. Ред. от 11.12.2020г.) 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования». (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675.) (далее – ФГОС ООО) 5. Приказ Минпросвещения РФ от 11.12.2020 № 712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» 6. Программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 29.09.2022 года № 7/22) 7. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация» (основное общее образование) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 25.08.2022 года № 5/22) 8. Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях Российской Федерации, 2023 год. Теоретическое обоснование и актуальность Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед учащимися с задержкой психического развития (далее - ЗПР) основного уровня образования Школы. От того, насколько качественно, осознанно и своевременно эта задача решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни выпускника. При этом существующие на сегодняшний день методы и подходы к информированию учащихся о спектре современных профессий, предпринимаемые Школой по организации профессиональной ориентации, – недостаточны. В выборе профессии большинство учащихся 6–9 классов Школы демонстрируют неосознанную некомпетентность – т.е. проявляют довольно низкую осведомленность о современном мире профессий и системе среднего профессионального при невысоком уровне мотивации к выбору и освоению инструментов выбора. Также при самоопределении школьники демонстрируют зависимость от стереотипов и мнений окружающих и в целом не воспринимают выбор профессиональной траектории как актуальную для себя жизненную задачу. Данная проблема находится в неразрывной связи с другими сложностями. Во-первых, важная роль в решении вопросов профориентации традиционно отводится Школе. При этом на сегодняшний день можно говорить о дефиците ресурсов, которыми располагает Школа для выполнения этих задач. Для проведения профориентационной работы необходимо специально организованное время и место в образовательной практике и подготовленный специалист для осуществления такой работы. Отсутствует система целенаправленного обучения педагогов содержанию и методам профориентационной работы. Также можно констатировать нехватку обоснованных научно-методических средств для проведения диагностики (доступных для работы инструментов мало, многие из них неясного качества). Участие родителей, которые чаще всего фактически обладают “решающим голосом” при формировании индивидуальной образовательно-профессиональной траектории учащимися, не предусмотрено в явном виде и может вступать в противоречие с профориентационной работой, которую проводит Школа. Во-вторых, современному миру свойственна большая степень неопределенности и изменчивости, обусловленная высокими темпами развития техники, информационных технологий, общества. В подобных условиях с уверенностью прогнозировать развитие рынка труда и востребованность профессиональных навыков на горизонте 10–15 лет становится крайне сложной задачей, так как знания в некоторых быстро развивающихся областях неизбежно “устаревают” уже на момент их получения. Этот фактор может влиять на неочевидность важности формирования образовательно-профессиональной траектории в восприятии подростка, а в ряде случаев приводя даже к фактическому отказу от выбора, созданию ситуации “отложенного выбора”. Вследствие этого обеспечение профориентационной помощи учащимся 6–9 классов Школы через внедрение профориентационного минимума представляется актуальной задачей. Современная и эффективная программа профессиональной ориентации должна выполнять опережающую, преадаптивную и прогностическую функции, способствуя развитию у учащихся готовности к профессиональному самоопределению. Готовность к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) является комплексной характеристикой, имеющей как смысловую, содержательную, так и инструментальную стороны. К смысловой стороне ГПС относятся мотивационно-личностные и психофизиологические предпосылки выбора профессии: интересы, мотивы, способности субъекта, его когнитивные качества, особенности нервной системы и др., а также готовность к выбору профессии в узком смысле слова – т.е. осознание и принятие на себя задачи профориентации как таковой, наличие внутренней мотивации (интереса) для ее решения. К инструментальной стороне ГПС относится уровень информированности о современном мире профессий, системе профессионального образования, способность использовать другие специальные знания и навыки, которые входят в понятие карьерной грамотности. Сформированность как смысловых, так и инструментальных аспектов ГПС приводит к готовности учащегося с ЗПР деятельно вкладываться в процесс самоопределения, сопровождаемый педагогами Школы. Система профориентационной работы рассчитана на освоение универсальных компетенций, касающихся цикла профессионального самоопределения и охватывающих одновременно несколько его уровней: - целевой (наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения); - мотивационный (сформированность профессионально-трудовой мотивации и ценностных ориентаций); - информационный (профессионально-образовательная информированность, карьерная грамотность); Принципы реализации профориентационного минимума: - системность: использование комплексного подхода, включающего диагностику профессиональных склонностей, профессиональные пробы, интерактивные информационные программы. Все подходы реализуются в активизирующем профессиональное самоопределение формате, некоторые активности предполагают преимущественно игровой формат учитывая особенности учащихся с ЗПР; - систематичность: профориентационный минимум реализуется в течение нескольких лет, все участники смогут наблюдать динамику своего развития. Работа разбита на этапы, логически связанные между собой. Учащийся будет получать обратную связь и рекомендации с учетом меняющихся данных в тех активностях, которые будут отвечать его особенностям, запросам и уровню ГПС; - доступность: любой учащийся по программе общего образования (или его родитель/законный представитель) сможет воспользоваться профориентационной помощью. В Школе используются адаптированные методики; - межведомственность: создание оптимально эффективных технологий работы на основе единого информационного поля всех причастных к системе профориентации ведомств. Профориентационный минимум вводится для учащихся 6–9 классов школы. Все виды активностей в рамках профориентационного минимума (видеоконтент, статьи, тематические уроки и беседы, методы диагностики, мероприятия) разработаны с учетом особенностей, учащихся с ЗПР и ориентированы на разные возрастные группы. В Школе предусмотрена реализация базового уровня профориентационного миинимума. Цели и задачи базового уровня профориентационного минимума Цель реализации базового уровня – активизация профессионального самоопределения учащихся и формирование у них основ инструментальной стороны профессионального самоопределения. Задачи базового уровня: - организация и систематизация первичной профориентационной помощи; - развитие представлений учащихся о современном разнообразии профессий и специальностей, важности трудовой деятельности и выбора ее специфики, возможностях профессионального образования; - информирование учащихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов; - развитие мотивации учащихся к профессиональному самоопределению; - диагностика склонностей учащихся к профессиональным направлениям. Планируемые результаты освоения базового уровня профессионального минимума Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Личностные результаты: В сфере гражданского воспитания: -готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации программы; - готовность к разнообразной совместной деятельности; - выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса на основе взаимопонимания и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: - осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; - ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятия своего региона. В сфере духовно-нравственного воспитания: - ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; - готовность оценивать своё поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; - осознание важности свободы и необходимости брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии. В сфере эстетического воспитания: - осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий; - стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; - стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в будущем. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; - способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; - умение принимать себя и других, не осуждая; - умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: - установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; - интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения к минимума; - осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; - готовность адаптироваться в профессиональной среде; - уважение к труду и результатам трудовой деятельности; - осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере экологического воспитания: - повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; - активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность; - осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В сфере понимания ценности научного познания: - ориентация в деятельности, направленную на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в профессиональной сфере; - овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному признаку; - способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности; - навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное; - умение оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; - умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; - способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации. Метапредметные результаты В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: - выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей проблемы; - использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии; - аргументировать свою позицию, мнение; - оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого обсуждения в группе или в паре; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия, связанные с выбором будущей профессии; - выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или иную специальность в новых условиях; - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим обучением; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: - воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках занятий, курсов; - выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты; - понимать намерения других участников занятий, курсов, проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения друг с другом; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты работы, проделанной в рамках выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации; - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; - уметь обобщать мнения нескольких участников занятий, курсов, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); - выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с действиями других участников курса, занятий. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: - выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в процессе профессионального самоопределения; - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей профессии; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса по профориентационному минимуму, уметь находить позитивное в любой ситуации; - уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - различать, называть и управлять собственными эмоциями; - уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения участников курса, осознанно относиться к ним. Предметные результаты Русский язык: - формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монологописание; монолог-рассуждение; монолог-повествование; - участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; - обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности; - извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме; - создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; - последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте; логичность. Литература: - овладение умением использовать словари и справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; - применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности. Иностранный язык: - овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со спецификой современных профессий; - приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в Интернете; - использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочные системы в электронной форме. Информатика: - овладение основными понятиями: информация, передача, хранение, обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт — и их использование для решения учебных и практических задач; - умение оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных. География: - освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего населенного пункта; - умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами; - умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни. Физика: - умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; - понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования. Обществознание: - освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального института; - характерных чертах общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства); - умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; - приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом. Биология: - владение навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её достоверности; - умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных предметов. Изобразительное искусство: - сформированность системы знаний о различных художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах. Основы безопасности жизнедеятельности: - сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения; - овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды). Условия для реализации базового уровня профориентационного минимума в Школе: 1. Назначение ответственного в школе по профориентации (зам.директора по воспитательной работе). 2.Определение ответственных специалистов по организации профориентационной работы из числа педагогических работников (классные руководители). Проведение инструктажа по организации и проведению профориентационной работы в Школе. 3. Разработка плана профориентационной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, входящих в учебные группы. Форматы реализации базового уровня профориентационной работы в Школе: - урочная деятельность; - внеурочная деятельность; - взаимодействие с родителями (законными представителями). Урочная деятельность: - Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отраслей экономики и создания материальных проектов). Готовые профориентационные материалы для предмета размещены на сайте: https://bvb-kb.ru/?section=urochnaya-deyatelnost Количество: 4 часа Внеурочная деятельность: курс занятий «Россия – мои горизонты». Курс подразумевает работу по программе курса внеурочной деятельности «Билет в будущее» (далее – Программа), рассчитанной на 34 академических часа. Программа содержит занятия, содержащие профориентационные диагностики (диагностику склонностей, диагностику ГПС, диагностику способностей, личностных особенностей и др); профориентационные уроки; занятия, посвященные изучению отраслей экономики; рефлексивные занятия, моделирующие онлайн-профпробы в КИК «Конструктор будущего». Материалы для внеурочной деятельности размещены на сайте: https://bvbkb.ru/?section=urochnaya-deyatelnost Взаимодействие с родителями (законными представителями): Родительское собрание – 2 часа (ознакомительное и итоговое). Готовые материалы для родительских собраний размещены на сайте: https://bvb-kb.ru/?section=urochnaya-deyatelnost План профориентационной работы на 2023-2024 учебный год № п/ п 1 2 3 Наименование мероприятия Класс Срок Ответственные ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА Разработка проекта Программы заместитель июль профориентационного директора по ВР минимума Школы Размещение информационнозаместитель методических 6-9 в течение года директора по ВР материалов на сайте Школы. Организация работы по развитию заместитель информационного поля директора по ВР, 6-9 в течение года по классные профориентационной руководители работе УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Уроки профориентационной в соответствии с направленности в 6-9 расписанием учителя технологии рамках учебного предмета «Технология» ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 Курс профориентационных классные 6-9 каждый четверг занятий «Россия – мои руководители горизонты» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ) 1 Родительские классные собрания с обсуждением вопросов внедрения профориентационного в течение года классные минимума, 6-9 (по запросу классных руководители, обеспечивающего руководителей) педагог-психолог реализацию единой модели профориентации учащихся 2 Общешкольные родительские собрания, в ходе которых рассматриваются заместитель вопросы внедрения директора по ВР, профориентационного 6-9 октябрь, апрель классные минимума, руководители обеспечивающего реализацию единой модели профориентации учащихся 3 Консультации родителей по вопросам в течение года профессиональной (согласно плану 9 педагог-психолог онлайн – диагностики педагога-психолога) учащихся 1 1 РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ШМО классных руководителей «Внедрение заместитель профориентационного директора по ВР, минимума, 6-9 август руководитель ШМО обеспечивающего классных реализацию единой руководителей модели профориентации» 2 3 Изучение методических рекомендаций по внедрению профориентационного минимума, обеспечивающего реализацию единой модели профориентации Индивидуальное консультирование по вопросам профилактической работы с учащимися и родителями (законными представителями). 6-9 в течение года в течение года 6-9 заместитель директора по ВР, классные руководители заместитель директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог, ответственный специалист Критерии готовности к профессиональному самоопределению Класс 6-7 Целевой Актуализация целей предстоящего профессионального выбора и определения своего места в обществе. Наличие целевых установок, значимых для процесса профессионального самоопределения Мотивационный Профессиональнотрудовая мотивация и ценностные ориентации Информационный Профессиональная (профессиональнообразовательная) информированность Нахождение личностного смысла в планировании профессионального выбора. Знание: многообразия трудовых ролей; основных сфер и типов профессий; условий труда; характера и степени влияния профессионального выбора на будущее человека; своих склонностей и интересов, значимых для будущего профессионального выбора. Понимание и принятие ценности профессиональнотрудовой деятельности как основы личностного развития человека. 8-9 Целенаправленность, осознанность и самостоятельность в профессиональнообразовательном выборе и в построении личного профессионального плана Соотнесение своих потребностей и возможностей с реальными требованиями профессиональных направлений. Принятие в качестве личностно значимой ценности Деятельностный Опыт профориентационно значимой деятельности (включая наличие профориентационно значимых продуктов) Вовлечение в специально организованную практическую, проектноисследовательскую, познавательную, игровую, творческую деятельность профориентационной направленности. Опыт прохождения игровых профессиональных проб. Понимание Опыт успешного современных поиска необходимых особенностей и профориентационнотенденций развития значимых внешних профессиональноресурсов трудовой сферы, (информация, люди) выступающих и использования их в факторами процессе своего профессионального самоопределения. самоопределения, и их Рефлексивный Осознание и самооценка процесса своего профессионального самоопределения и его результатов Самооценка своих склонностей и интересов как основы профессионального выбора; осознание образа «я» в контексте профессионального самоопределения. Самооценка своих учебнопредпрофессиональных достижений Самооценка комплекса своих возможностей и потребностей в контексте потребностей территориального рынка труда, как основы профессионального выбора. продуктивности (производительности, эффективности) человека и его деятельности. учет при построении собственной профессиональнообразовательной траектории. Знание: своих способностей и внутренних ограничений, значимых для профессионального выбора, в том числе — медицинских противопоказаний к выбору профессии; внутренних и внешних ресурсов выбора; внешних ограничителей выбора; местного рынка профессиональнообразовательных услуг; особенностей региональной экономики и рынка труда, степени востребованности различных профессий в районе, городе, регионе, стране. Опыт прохождения профессиональных практик, предполагающих погружение в социальнопрофессиональный контекст, решение профессиональных задач и изготовление продукта, типичного для данной профессии. Сравнительная оценка альтернатив с целью выбора наиболее приемлемой. Распознавание и оценка внешних негативных факторов и рисков (в том числе манипулятивных воздействий), препятствующих успешному Опыт успешного самоопределению. преодоления препятствий, Самостоятельное затрудняющих разрешение процесс внутренних и внешних самоопределения. противоречий, возникающих в Опыт построения процессе личного самоопределения. профессионального плана (как набора Самооценка альтернатив). Опыт промежуточных презентации себя, (частных) результатов своих сильных процесса своего сторон, достижений, профессионального целей и самоопределения в профессиональноконтексте своего карьерных профессионального намерений. выбора и «дальних целей» личного профессионального плана.