1 обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе. 1.4. Специалист по охране труда принимается на работу и освобождается от должности директором общеобразовательной организации в порядке, установленном Трудовым законодательством Российской Федерации. 1.5. Специалист по охране труда относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется директору школы. 1.6. В своей профессиональной деятельности в школе специалист по охране труда руководствуется должностной инструкцией по профстандарту, законодательными и нормативными актами Российской Федерации в сфере охраны труда, административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам организации охраны труда, а также; • нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» и иными стандартами, регламентирующими систему управления охраной труда, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности; • постановлением Минтруда и Минобразования России № 1/29 от 13 января 2003 г «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»; • Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным Приказом Минтруда РФ №438н от 19.08.2016г; • Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 12-1077 от 25.08.2015г «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность»; • Федеральным законом №273-Ф3 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации»; • Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами по охране труда (в том числе приказами директора школы); • трудовым договором между работником и работодателем. 1.7. Специалист по охране труда общеобразовательной организации должен знать: • нормативную правовую базу в сфере охраны труда, трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области охраны труда, пожарной и конструкционной безопасности, санитарно-гигиеническое законодательство; • стандарты, регламентирующие систему управления охраной труда; • виды локальных нормативных актов в сфере охраны труда; • порядок разработки, согласования, утверждения и хранения локальной документации в общеобразовательном учреждении; • основы технологических процессов на пищеблоке школы и в учебных мастерских, работы устройств, оборудования и приборов, используемых в школе; • нормативные требования по вопросам обучения и проверки знаний требований охраны труда; • технологии, формы, средства и методы проведения инструктажей по охране труда, обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда в общеобразовательном учреждении; 2 • методы выявления потребностей в обучении сотрудников школы по вопросам охраны труда; • основы психологии, педагогики, информационных технологий; • пути (каналы) доведения информации по вопросам условий и охраны труда до работников школы; • полномочия трудового коллектива в решении вопросов охраны труда и полномочия органов исполнительной власти по мониторингу и контролю состояния условий и охраны труда в общеобразовательных учреждениях; • механизмы взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по вопросам условий и охраны труда; • состав и порядок оформления отчетной (статистической) документации по вопросам условий и охраны труда; • методы и порядок оценки опасностей и профессиональных рисков сотрудников школы; • источники и характеристики вредных и опасных факторов в общеобразовательном учреждении, трудового процесса, их классификации; • порядок проведения предварительных при поступлении на работу, периодических и внеочередных медицинских осмотров работников, иных медицинских осмотров и освидетельствований работников; • типовой перечень ежегодно реализуемых мероприятий но улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков; • требования санитарно-гигиенического законодательства по отношению к общеобразовательному учреждению с массовым пребыванием детей; • виды и размеры (объем) компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, условия и порядок их предоставления; • методы мотивации и стимулирования сотрудников школы к безопасному труду; • основные требования нормативных правовых актов к зданиям, сооружениям, помещениям, оборудованию, установкам, технологическим процессам в части обеспечения безопасных условий и охраны труда; • классы и виды средств коллективной и индивидуальной защиты, общие требования, установленные к средствам коллективной защиты, применения, принципы защиты и основные характеристики средств коллективной и индивидуальной защиты; • правила и нормы охраны труда, пожарной и электробезопасности. 1.8. Специалист по охране труда общеобразовательной организации должен уметь; • применять государственные нормативные требования охраны труда при разработке локальных нормативных актов; • применять нормативные правовые акты в части выделения в них требований, процедур, регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения в локальную нормативную документацию общеобразовательного учреждения; • анализировать и оценивать предложения и замечания к проектам локальных нормативных актов по охране труда; • анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда; • пользоваться справочными информационными базами данных, содержащими документы и материалы по охране труда; • разрабатывать (подбирать) программы обучения по вопросам охраны труда, методические материалы для работников общеобразовательного учреждения; • проводить вводный инструктаж по охране груда; 3 • консультировать по вопросам разработки программ инструктажей, обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; • пользоваться современными техническими средствами обучения (мультимедийным проектором, персональным компьютером); • оценивать эффективность обучения работников школы по вопросам охраны труда; • формировать отчетные документы о проведении обучения, инструктажей по охране труда и проверки знаний требований охраны труда; • готовить документы, содержащие полную и объективную информацию по вопросам охраны труда; • формировать, представлять и обосновывать позицию по вопросам функционирования системы управления охраной труда и контроля соблюдения требований охраны труда в общеобразовательном учреждении; • применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков; • координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать результаты оценки условий труда на рабочих местах работников школы; • оценивать приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда с точки зрения их эффективности; • формировать требования к средствам индивидуальной защиты и средствам коллективной защиты с учетом условий труда на рабочих местах, оценивать их характеристики, а также соответствие нормативным требованиям; • анализировать и оценивать состояние санитарно-бытового обслуживания работников общеобразовательного учреждения; • оформлять необходимую документацию для заключения договора между общеобразовательным учреждением и медицинским учреждением на проведение медосмотров и медицинских освидетельствований; • оформлять документы, связанные с обеспечением сотрудников школы средствами индивидуальной защиты, проведением обязательных медицинских осмотров и освидетельствований. 1.9. Специалист по охране труда школы должен ознакомиться с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим. 1.10. Специалист по охране труда должен строго соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности и личной гигиены на рабочем месте, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе. 2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ Основными трудовыми функциями специалиста по охране труда являются: 2.1. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в образовательном учреждении. 2.2. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда в школе. 2.3. Обеспечение подготовки работников школы в области охраны труда. 2.4. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда в общеобразовательном учреждении. 2.5. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда в общеобразовательном учреждении. 4 3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА 3.1. В рамках трудовой функции нормативного обеспечения системы управления охраной труда: • обеспечивает наличие, хранение и доступ к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда для общеобразовательных учреждений; • разрабатывает проекты локальных нормативных актов, обеспечивающих создание и функционирование системы управления охраной труда в школе; • осуществляет подготовку предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда и Трудовых договоров с работниками школы по вопросам охраны труда; • взаимодействует с представительными органами работников общеобразовательного учреждения по вопросам условий и охраны труда и согласование локальной, документации по вопросам охраны труда; • осуществляет подготовку локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. 3.2. В рамках трудовой функции обеспечения подготовки сотрудников школы в области охраны труда: • выявляет потребности в обучении и планировании обучения работников общеобразовательного учреждения по вопросам охраны труда; • проводит вводный инструктаж по охране труда, осуществляет координацию проведения первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обучение работников школы методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим; • оказывает методическую помощь заместителям директора школы, руководителям методических объединений по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности школьников, в разработке инструкций по охране труда; • принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в общеобразовательном учреждении в установленном порядке; • участвует и выступает на совещаниях, заседаниях методических объединений учителей, педагогических советах по вопросам организации охраны труда; • контролирует использование работниками школы безопасных методов и приемов труда, инструктажей по охране труда в соответствии с нормативными требованиями; • осуществляет проверку знания требований охраны труда среди работников общеобразовательного учреждения; • осуществляет контроль соблюдения работниками общеобразовательного учреждения законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда; • проводит профилактическую работу по предупреждению производственного и детского травматизма. 3.3. В рамках трудовой функции сбора, обработки и передачи информации по вопросам условий и охраны труда: • информирует сотрудников школы об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; 5 • осуществляет сбор информации и предложений от работников школы, их представительных органов, методических объединений по вопросам условий и охраны труда; • осуществляет подготовку для представления директором школы органам исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; • осуществляет сбор и обработку информации, характеризующей состояние условий и охраны труда в общеобразовательном учреждении; • осуществляет подготовку отчетной (статистической) документации директора школы по вопросам условий и охраны труда в общеобразовательном учреждении. 3.4. В рамках трудовой функции обеспечения снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда: • выявляет, анализирует и оценивает профессиональные риски; • разрабатывает планы (программы) мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками; • разрабатывает мероприятия по повышению уровня мотивации сотрудников школы к безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению их в решение вопросов, связанных с охраной труда; • осуществляет подготовку предложений по обеспечению режима труда и отдыха работников школы, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями; • осуществляет организацию проведения предварительных при приеме на работу и периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров (освидетельствований); • осуществляет выработку мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с требованиями нормативных документов; • осуществляет контроль своевременности и полноты обеспечения обслуживающего персонала школы специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты; • участвует в расследовании несчастных случаев, произошедшими с работниками и учащимися школы, анализе причин травматизма, в разработке мероприятий по их предотвращению; • осуществляет контроль соблюдения требований охраны труда, безопасных приемов и методов работы при проведении практики студентов педагогических учреждений и уроков технологии. • осуществляет контроль состояния и исправности средств индивидуальной и коллективной защиты. 3.5. Специалист по охране труда в школе составляет перспективный план работы на год (четверть), предоставляет анализ работы за год директору общеобразовательного учреждения. 3.6. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, а также в общественных местах. 3.7. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует пополнению кабинета охраны труда нормативными и методическими материалами. 3.8. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования. 3.9. Выполняет положения должностной инструкции специалиста по охране труда в школе, разработанной по проф стандарту, правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарногигиенические нормы и требования на рабочем месте, а также трудовую дисциплину, Устав и 6 Правила внутреннего учреждении. трудового распорядка, установленные в общеобразовательном 4. ПРАВА Специалист по охране труда имеет право: 4.1. Вносить конкретные предложения администрации школы по вопросам организации охраны труда и условий труда, по развитию и совершенствованию деятельности школы с учетом вопросов охраны труда. 4.2. Запрашивать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей, получать поступающие в общеобразовательное учреждение документы и иные информационные материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и использования в работе. 4.3. Вносить предложения директору школы по поощрению и наложению взысканий на работников общеобразовательного учреждения по своей деятельности. 4.4. Запрашивать и получать от заместителей директора, руководителей методических объединений школы информацию, необходимую для выполнения возложенных на него должностных обязанностей. 4.5. Осуществлять в пределах своей компетенции проверку деятельности педагогических работников школы по охране труда, о результатах проверок докладывать директору общеобразовательного учреждения. 4.6. Участвовать в совещаниях, педагогических советах при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции службы охраны труда. 4.7. Предъявлять работникам школы обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение. 4.8. Требовать отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда. 4.9. Требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда, допустившие травмирование работников и учащихся школы. 4.10. Повышать свою квалификацию, пользоваться правами в соответствии с ТК РФ. 4.11. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом. 4.12. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. 4.13. Знакомиться с проектами решений администрации общеобразовательного учреждения, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 4.14. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками школы. 7 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5.1. Специалист по охране труда несет персональную ответственность: • за ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями и действующими нормативно-правовыми актами, предоставление в установленном порядке достоверной статистической и иной информации о своей деятельности; • за оперативное принятие мер, включая своевременное информирование администрации школы, по пресечению выявленных нарушений правил охраны труда, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности общеобразовательного учреждения, его работникам и учащимся; • за своевременное проведение расследований несчастных случаев с работниками и обучающимися школы. За нарушение законодательных и нормативных актов специалист по охране труда может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством РФ в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности. 5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, приказов директора школы и иных локальных нормативных актов, специалист по охране труда несет дисциплинарную ответственность в порядке, утвержденном трудовым законодательством Российской Федерации. 5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью школьника, a также за совершение иного аморального проступка специалист по охране труда школы может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. 5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению и участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (нарушением) своих прямых должностных обязанностей специалист по охране труда несет материальную ответственность в размере, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации. 5.5. За несоблюдение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических j правил специалист по охране труда привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации. 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ 6.1. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении выполняет работу согласно утвержденному директором школы графику работы, составленному исходя из 40 часовой рабочей недели на ставку заработной платы, участвует в совещаниях, выступает на педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей по вопросам организации работы по охране труда. 6.2. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы специалиста по охране труда утверждается непосредственно директором общеобразовательного учреждения. 8 9 10