Должностная инструкция_СПЕЦИАЛИСТ по ОТ

1

обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных
инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и
аттестации с допуском к работе.
1.4. Специалист по охране труда принимается на работу и освобождается от должности
директором общеобразовательной организации в порядке, установленном Трудовым
законодательством Российской Федерации.
1.5. Специалист по охране труда относится к категории специалистов и непосредственно
подчиняется директору школы.
1.6. В своей профессиональной деятельности в школе специалист по охране труда
руководствуется должностной инструкцией по профстандарту, законодательными и
нормативными актами Российской Федерации в сфере охраны труда, административным,
трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации, решениями органов
управления образования всех уровней по вопросам организации охраны труда, а также;
• нормами СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения
безопасности труда. Общие положения» и иными стандартами, регламентирующими систему
управления охраной труда, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
• постановлением Минтруда и Минобразования России № 1/29 от 13 января 2003 г «Об
утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда
работников организаций»;
• Типовым положением о системе управления охраной труда, утвержденным Приказом
Минтруда РФ №438н от 19.08.2016г;
• Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 12-1077 от
25.08.2015г «Рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной
труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в образовательных
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
• Федеральным законом №273-Ф3 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами по охране
труда (в том числе приказами директора школы);
• трудовым договором между работником и работодателем.
1.7. Специалист по охране труда общеобразовательной организации должен знать:
• нормативную правовую базу в сфере охраны труда, трудовое законодательство
Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области охраны труда,
пожарной и конструкционной безопасности, санитарно-гигиеническое законодательство;
• стандарты, регламентирующие систему управления охраной труда;
• виды локальных нормативных актов в сфере охраны труда;
• порядок разработки, согласования, утверждения и хранения локальной документации в
общеобразовательном учреждении;
• основы технологических процессов на пищеблоке школы и в учебных мастерских,
работы устройств, оборудования и приборов, используемых в школе;
• нормативные требования по вопросам обучения и проверки знаний требований охраны
труда;
• технологии, формы, средства и методы проведения инструктажей по охране труда,
обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда в общеобразовательном
учреждении;
2

• методы выявления потребностей в обучении сотрудников школы по вопросам охраны
труда;
• основы психологии, педагогики, информационных технологий;
• пути (каналы) доведения информации по вопросам условий и охраны труда до
работников школы;
• полномочия трудового коллектива в решении вопросов охраны труда и полномочия
органов исполнительной власти по мониторингу и контролю состояния условий и охраны труда
в общеобразовательных учреждениях;
• механизмы взаимодействия с заинтересованными органами и организациями по
вопросам условий и охраны труда;
• состав и порядок оформления отчетной (статистической) документации по вопросам
условий и охраны труда;
• методы и порядок оценки опасностей и профессиональных рисков сотрудников школы;
• источники и характеристики вредных и опасных факторов в общеобразовательном
учреждении, трудового процесса, их классификации;
• порядок проведения предварительных при поступлении на работу, периодических и
внеочередных медицинских осмотров работников, иных медицинских осмотров и
освидетельствований работников;
• типовой перечень ежегодно реализуемых мероприятий но улучшению условий и охраны
труда и снижению уровней профессиональных рисков;
• требования
санитарно-гигиенического
законодательства
по
отношению
к
общеобразовательному учреждению с массовым пребыванием детей;
• виды и размеры (объем) компенсаций сотрудникам, занятым на работах с вредными
условиями труда, условия и порядок их предоставления;
• методы мотивации и стимулирования сотрудников школы к безопасному труду;
• основные требования нормативных правовых актов к зданиям, сооружениям,
помещениям, оборудованию, установкам, технологическим процессам в части обеспечения
безопасных условий и охраны труда;
• классы и виды средств коллективной и индивидуальной защиты, общие требования,
установленные к средствам коллективной защиты, применения, принципы защиты и основные
характеристики средств коллективной и индивидуальной защиты;
• правила и нормы охраны труда, пожарной и электробезопасности.
1.8. Специалист по охране труда общеобразовательной организации должен уметь;
• применять государственные нормативные требования охраны труда при разработке
локальных нормативных актов;
• применять нормативные правовые акты в части выделения в них требований, процедур,
регламентов, рекомендаций для адаптации и внедрения в локальную нормативную
документацию общеобразовательного учреждения;
• анализировать и оценивать предложения и замечания к проектам локальных
нормативных актов по охране труда;
• анализировать изменения законодательства в сфере охраны труда;
• пользоваться справочными информационными базами данных, содержащими документы
и материалы по охране труда;
• разрабатывать (подбирать) программы обучения по вопросам охраны труда,
методические материалы для работников общеобразовательного учреждения;
• проводить вводный инструктаж по охране груда;
3

• консультировать по вопросам разработки программ инструктажей, обучения по охране
труда и проверки знаний требований охраны труда;
• пользоваться современными техническими средствами обучения (мультимедийным
проектором, персональным компьютером);
• оценивать эффективность обучения работников школы по вопросам охраны труда;
• формировать отчетные документы о проведении обучения, инструктажей по охране
труда и проверки знаний требований охраны труда;
• готовить документы, содержащие полную и объективную информацию по вопросам
охраны труда;
• формировать, представлять и обосновывать позицию по вопросам функционирования
системы управления охраной труда и контроля соблюдения требований охраны труда в
общеобразовательном учреждении;
• применять методы идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков;
• координировать проведение специальной оценки условий труда, анализировать
результаты оценки условий труда на рабочих местах работников школы;
• оценивать приоритетность реализации мероприятий по улучшению условий и охраны
труда с точки зрения их эффективности;
• формировать требования к средствам индивидуальной защиты и средствам
коллективной защиты с учетом условий труда на рабочих местах, оценивать их характеристики,
а также соответствие нормативным требованиям;
• анализировать и оценивать состояние санитарно-бытового обслуживания работников
общеобразовательного учреждения;
• оформлять необходимую документацию для заключения договора между
общеобразовательным учреждением и медицинским учреждением на проведение медосмотров
и медицинских освидетельствований;
• оформлять документы, связанные с обеспечением сотрудников школы средствами
индивидуальной
защиты,
проведением
обязательных
медицинских
осмотров
и
освидетельствований.
1.9. Специалист по охране труда школы должен ознакомиться с должностной инструкцией,
разработанной с учетом профстандарта, соблюдать требования Конвенции ООН о правах
ребенка, пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
1.10. Специалист по охране труда должен строго соблюдать требования охраны труда,
пожарной безопасности и личной гигиены на рабочем месте, знать порядок действий при
возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.
2. ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
Основными трудовыми функциями специалиста по охране труда являются:
2.1. Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда в
образовательном учреждении.
2.2. Нормативное обеспечение системы управления охраной труда в школе.
2.3. Обеспечение подготовки работников школы в области охраны труда.
2.4. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда в
общеобразовательном учреждении.
2.5. Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда в
общеобразовательном учреждении.
4

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
3.1. В рамках трудовой функции нормативного обеспечения системы управления охраной
труда:
• обеспечивает наличие, хранение и доступ к нормативным правовым актам, содержащим
государственные нормативные требования охраны труда для общеобразовательных
учреждений;
• разрабатывает проекты локальных нормативных актов, обеспечивающих создание и
функционирование системы управления охраной труда в школе;
• осуществляет подготовку предложений в разделы коллективного договора, соглашения
по охране труда и Трудовых договоров с работниками школы по вопросам охраны труда;
• взаимодействует с представительными органами работников общеобразовательного
учреждения по вопросам условий и охраны труда и согласование локальной, документации по
вопросам охраны труда;
• осуществляет подготовку локальных нормативных актов по вопросам охраны труда в
случае вступления в силу новых или внесения изменений в действующие нормативные
правовые акты, содержащие нормы трудового права.
3.2. В рамках трудовой функции обеспечения подготовки сотрудников школы в области
охраны труда:
• выявляет потребности в обучении и планировании обучения работников
общеобразовательного учреждения по вопросам охраны труда;
• проводит вводный инструктаж по охране труда, осуществляет координацию проведения
первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обучение работников
школы методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим;
• оказывает методическую помощь заместителям директора школы, руководителям
методических объединений по вопросам охраны труда и безопасности жизнедеятельности
школьников, в разработке инструкций по охране труда;
• принимает участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий
труда, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки
условий труда, созданной в общеобразовательном учреждении в установленном порядке;
• участвует и выступает на совещаниях, заседаниях методических объединений учителей,
педагогических советах по вопросам организации охраны труда;
• контролирует использование работниками школы безопасных методов и приемов труда,
инструктажей по охране труда в соответствии с нормативными требованиями;
• осуществляет проверку знания требований охраны труда среди работников
общеобразовательного учреждения;
• осуществляет контроль соблюдения работниками общеобразовательного учреждения
законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда;
• проводит профилактическую работу по предупреждению производственного и детского
травматизма.
3.3. В рамках трудовой функции сбора, обработки и передачи информации по вопросам
условий и охраны труда:
• информирует сотрудников школы об условиях и охране труда на рабочих местах, о
риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях
и средствах индивидуальной защиты;
5

• осуществляет сбор информации и предложений от работников школы, их
представительных органов, методических объединений по вопросам условий и охраны труда;
• осуществляет подготовку для представления директором школы органам
исполнительной власти, органам профсоюзного контроля информации и документов,
необходимых для осуществления ими своих полномочий;
• осуществляет сбор и обработку информации, характеризующей состояние условий и
охраны труда в общеобразовательном учреждении;
• осуществляет подготовку отчетной (статистической) документации директора школы по
вопросам условий и охраны труда в общеобразовательном учреждении.
3.4. В рамках трудовой функции обеспечения снижения уровней профессиональных рисков с
учетом условий труда:
• выявляет, анализирует и оценивает профессиональные риски;
• разрабатывает планы (программы) мероприятий по обеспечению безопасных условий и
охраны труда, улучшению условий и охраны труда, управлению профессиональными рисками;
• разрабатывает мероприятия по повышению уровня мотивации сотрудников школы к
безопасному труду, заинтересованности работников в улучшении условий труда, вовлечению
их в решение вопросов, связанных с охраной труда;
• осуществляет подготовку предложений по обеспечению режима труда и отдыха
работников школы, перечню полагающихся им компенсаций в соответствии с нормативными
требованиями;
• осуществляет организацию проведения предварительных при приеме на работу и
периодических медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров
(освидетельствований);
• осуществляет выработку мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и
поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию работников в соответствии с
требованиями нормативных документов;
• осуществляет контроль своевременности и полноты обеспечения обслуживающего
персонала школы специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами
индивидуальной защиты;
• участвует в расследовании несчастных случаев, произошедшими с работниками и
учащимися школы, анализе причин травматизма, в разработке мероприятий по их
предотвращению;
• осуществляет контроль соблюдения требований охраны труда, безопасных приемов и
методов работы при проведении практики студентов педагогических учреждений и уроков
технологии.
• осуществляет контроль состояния и исправности средств индивидуальной и
коллективной защиты.
3.5. Специалист по охране труда в школе составляет перспективный план работы на год
(четверть), предоставляет анализ работы за год директору общеобразовательного учреждения.
3.6. Соблюдает этические нормы поведения в общеобразовательном учреждении, в быту, а
также в общественных местах.
3.7. Обеспечивает сохранность подотчетного оборудования, организует и способствует
пополнению кабинета охраны труда нормативными и методическими материалами.
3.8. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
3.9. Выполняет положения должностной инструкции специалиста по охране труда в школе,
разработанной по проф стандарту, правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарногигиенические нормы и требования на рабочем месте, а также трудовую дисциплину, Устав и
6

Правила внутреннего
учреждении.

трудового

распорядка,

установленные

в

общеобразовательном

4. ПРАВА
Специалист по охране труда имеет право:
4.1. Вносить конкретные предложения администрации школы по вопросам организации
охраны труда и условий труда, по развитию и совершенствованию деятельности школы с
учетом вопросов охраны труда.
4.2. Запрашивать и пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми
документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей, получать
поступающие в общеобразовательное учреждение документы и иные информационные
материалы по своему профилю деятельности для ознакомления, систематизированного учета и
использования в работе.
4.3. Вносить предложения директору школы по поощрению и наложению взысканий на
работников общеобразовательного учреждения по своей деятельности.
4.4. Запрашивать и получать от заместителей директора, руководителей методических
объединений школы информацию, необходимую для выполнения возложенных на него
должностных обязанностей.
4.5. Осуществлять в пределах своей компетенции проверку деятельности педагогических
работников школы по охране труда, о результатах проверок докладывать директору
общеобразовательного учреждения.
4.6. Участвовать в совещаниях, педагогических советах при рассмотрении вопросов,
отнесенных к компетенции службы охраны труда.
4.7. Предъявлять работникам школы обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать
их выполнение.
4.8. Требовать отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида
работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических
медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе
предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования
законодательства об охране труда.
4.9. Требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об
охране труда, допустившие травмирование работников и учащихся школы.
4.10. Повышать свою квалификацию, пользоваться правами в соответствии с ТК РФ.
4.11. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке,
определяемом Уставом.
4.12. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.13. Знакомиться с проектами решений администрации общеобразовательного учреждения,
касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими
оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.14. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным
требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между
администрацией и работниками школы.

7

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. Специалист по охране труда несет персональную ответственность:
• за ведение документации, предусмотренной должностными обязанностями и
действующими нормативно-правовыми актами, предоставление в установленном порядке
достоверной статистической и иной информации о своей деятельности;
• за оперативное принятие мер, включая своевременное информирование администрации
школы, по пресечению выявленных нарушений правил охраны труда, противопожарных и иных
правил, создающих угрозу деятельности общеобразовательного учреждения, его работникам и
учащимся;
• за своевременное проведение расследований несчастных случаев с работниками и
обучающимися школы.
За нарушение законодательных и нормативных актов специалист по охране труда может
быть привлечен в соответствии с действующим законодательством РФ в зависимости от
тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной
ответственности.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных
обязанностей, установленных должностной инструкцией, Устава и Правил внутреннего
трудового распорядка, приказов директора школы и иных локальных нормативных актов,
специалист по охране труда несет дисциплинарную ответственность в порядке, утвержденном
трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и (или) психическим насилием над личностью школьника, a также за совершение иного
аморального проступка специалист по охране труда школы может быть освобожден от
занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению и участникам
образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (нарушением) своих прямых
должностных обязанностей специалист по охране труда несет материальную ответственность в
размере, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской
Федерации.
5.5. За несоблюдение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда,
санитарно-гигиенических j правил специалист по охране труда привлекается к
административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством Российской Федерации.
6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
6.1. Специалист по охране труда в общеобразовательном учреждении выполняет работу
согласно утвержденному директором школы графику работы, составленному исходя из 40
часовой рабочей недели на ставку заработной платы, участвует в совещаниях, выступает на
педагогических советах, заседаниях методических объединений учителей по вопросам
организации работы по охране труда.
6.2. Самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и каждую
учебную четверть. План работы специалиста по охране труда утверждается непосредственно
директором общеобразовательного учреждения.
8

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».