1 подчинении у директора школы, выполняет обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 1.6. При выполнении обязанностей в школе педагог-библиотекарь руководствуется должностной инструкцией по профстандарту, действующим законодательством РФ об образовании и библиотечном деле, руководящими документам вышестоящих органов по вопросам работы школьной библиотеки, правилами организации библиотечного труда, учета и инвентаризации. Также, педагог-библиотекарь в своей деятельности руководствуется Уставом и локальными правовыми актами учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, ФГОС начального и основного общего образования, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», трудовым договором. 1.7. Педагогу-библиотекарю запрещено применять образовательную деятельность в целях политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения ученикам недостоверных сведении об исторических, национальных, религиозных; и культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции РФ. 1.8. Педагог-библиотекарь школы должен знать: • теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом; • способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата; • основы социально-педагогического проектирования образовательного • • • • • • • • • • • • • пространства в общеобразовательном учреждении; способы формирования развивающего и комфортного книжного пространства в школьной |библиотеке; технологии создания электронных каталогов; формы и методы справочно-библиографического обслуживания обучающихся, работников школьной библиотеки; основное содержание информационно-библиографической деятельности в общеобразовательном учреждении; способы и технологии обеспечения доступа к удаленным региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам; способы и технологии обеспечения доступа детей к iресурсам школьной библиотеки; перечень образовательных программ, реализуемых общеобразовательным учреждением; требования ФГОС 00 к содержанию образования и ресурсному обеспечению образовательной |деятельности; способы формирования библиотечного фонда в соответствии с образовательными программами школы; способы комплектования библиотечного фонда научно познавательной, художественной и справочной литературой; формы и методы контроля поступления новых jдокументов в библиотечный фонд; механизмы пополнения библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами; технологии организации межбиблиотечного обмена, взаимодействия с другими 2 • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • библиотеками; формы и методы консультирования участников образовательной деятельности по вопросам пользования библиотечным фондом, выбора научно-познавательной, художественной, справочной литературой; возрастные особенности учащихся по программам начального, основного и среднего общего образования; основы обшей педагогики; нормативные и правовые акты в области jобразования; теория и методика социально-культурной деятельности; теория и методика организации воспитательной деятельности; методика социально-педагогического проектирования программ воспитания; основные направления воспитательной деятельности педагогов; примерное содержание процесса формирования у школьников информационной культуры; образовательные технологии, формы и методы проведения обучающих занятий в области формирования у детей информационной культуры; механизмы поиска информации в традиционной библиотечной и электронной среде; алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска; педагогические технологии информационно- методического обеспечения реализации программ общего образования и воспитания; педагогические технологии работы с детским коллективом школы, педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений информационной направленности; примерное содержание и подходы к организации творческой информационной деятельности учащихся разного возраста; примерное содержание деятельности детских пресс- или медиацентров; способы обеспечения информационной безопасности учеников в общеобразовательном учреждении; подходы к организации коллективных творческих мероприятий школьников, направленных на развитие у них информационной культуры; нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством; требования охраны труда, жизни и здоровья учащихся при проведении занятий, мероприятий в общеобразовательном учреждении и в иных учреждениях; требования охраны труда, жизни и здоровья учащихся при проведении занятий, мероприятий в общеобразовательном учреждении и в иных учреждениях; методика выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы средствами литературы и чтения; теория и методика организации воспитательной деятельности; методика выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы средствами литературы и чтения; теория и методика организации воспитательной деятельности; способы формирования у детей интереса к чтению; формы и методы пропаганды детского чтения; виды творческих мероприятий по формированию у детей интереса к чтению и формы их проведения; 3 • воспитательный потенциал институтов социализации и подходы к организации их • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • совместной деятельности с целью поддержки детского чтения; формы и методы воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи; методы информационно-методической поддержки воспитательной деятельности педагогов по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию культуры речи; формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у учащихся интереса к чтению и литературе; педагогические технологии мотивации обучающихся к чтению, участию в творческих мероприятиях, выставках и презентациях книг; способы применения информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности; механизмы использования информационно- библиотечных технологий в реализации программ воспитания; формы и методы педагогической поддержки семейного чтения; формы и методы консультирования родителей (законных представителей) по организации детского чтения; технологии социально-педагогической поддержки детского литературного творчества; технологии педагогической поддержки деятельности детских общественных объединений читательской направленности; примерное содержание деятельности детских общественных объединений читательской направленности; технологии педагогической поддержки инициатив обучающихся по созданию школьных газет и журналов; формы детского литературного творчества; технологии мотивации учащихся к литературному творчеству; способы педагогической поддержки детского литературного творчества ; главные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле; Конвенцию ООН о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном ресурсе школы; методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены; отдельные особенности развития детей различного возраста; специфику развития интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности; актуальные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы, автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет, правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и библиотечной деятельности; вид деятельности, специализацию и структуру школы; 4 • правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи • • • • • книг из библиотечного ресурса; условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на иностранных языках; новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов; единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса; правила составления отчетных документов о работе школьной библиотеки. 1.9. Педагог-библиотекарь в школе должен уметь: • осуществлять формирование библиотечного фонда, справочного аппарата; • формировать развивающее и комфортное книжное пространство в школьной библиотеке; • организовывать электронные каталоги; • осуществлять справочно-библиографическое обслуживание учащихся, работников общеобразовательного учреждения; • осуществлять информационно-библиографическую деятельность; • реализовывать меры по обеспечению доступа к удаленным региональным, национальным и |глобальным информационным ресурсам; • обеспечивать доступ субъектов воспитания к ресурсам школьной библиотеки; • формировать библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами учреждения; • осуществлять комплектование фонда научно-познавательной, художественной, справочной литературы; • осуществлять своевременный учет поступления новых документов в библиотечный фонд, их подсчет и регистрацию; • организовывать пополнение библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными документами; • обеспечивать связь с другими библиотеками, организовывать межбиблиотечный обмен; • оказывать школьникам первую доврачебную помощь; • разрабатывать социально-педагогические программы воспитания информационной культуры школьников; • проводить занятия, направленные на освоение детьми методов поиска и критического анализа информации; • обучать учащихся рациональным способам оформления результатов самостоятельной учебной: и научно-исследовательской деятельности; • проводить занятия по формированию у обучающихся умения проверять достоверность информации с помощью нормативных и справочных изданий; • выявлять в текущем потоке информации по профилю своей деятельности наиболее ценные источники и знакомить с ними школьников; • осуществлять поиск информации в традиционной библиотечной и электронной среде, используя алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска; • реализовывать информационно-методическую поддержку образовательных программ общего образования и воспитания детей; • проводить занятия по формированию у учащихся сознательного и ответственного поведения в среде; 5 • осуществлять педагогическую поддержку творческой информационной деятельности школьников; • осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений информационной направленности (детских пресс- или медиацентров, редакций школьных газет); • реализовывать меры по обеспечению информационной безопасности детей в общеобразовательном учреждении; • организовывать и проводить творческие мероприятия по формированию у детей интереса к чтению; • проводить мероприятия по популяризации и пропаганде детского чтения на основе социального партнерства институтов социализации; • осуществлять информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи; • реализовывать различные формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у детей интереса к чтению, литературе; • организовывать участие обучающихся в проведении выставок книг, подготовку ими презентаций произведений художественной литературы; • обеспечивать использование информационно-библиотечных ресурсов в различных видах внеурочной деятельности; • организовывать применение информационно-библиотечных технологий по реализации программ воспитания в общеобразовательном учреждении и по месту жительства; • осуществлять педагогическую поддержку семейного чтения, консультирование родителей (законных представителей) по организации детского чтения; • проводить мероприятия по социально-педагогической поддержке детского литературного творчества в школе; • осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных объединений читательской направленности; • осуществлять педагогическую поддержку инициатив школьников по созданию школьных газет, журналов. 1.10. Педагог-библиотекарь школы должен ознакомиться с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, соблюдать требования Конвенции ООН о правах ребенка, Положения о школьной библиотеке. 1.11. Педагог-библиотекарь должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении. 2 ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ К основным трудовым функциям педагога-библиотекаря относятся: 2.1. Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательной деятельности (образовательная функция). 2.2. Проведение мероприятий по воспитанию у учащихся информационной культуры. 2.3. Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у школьников интереса к чтению. 6 3 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ 3.1. В рамках трудовой функции информационно-библиотечного сопровождения учебновоспитательной деятельности: • формирует и пополняет библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения; • создает развивающее и комфортное книжное пространство в школьной библиотеке; • осуществляет справочно-библиографическое обслуживание обучающихся и работников общеобразовательного учреждения; • осуществляет информационно-библиографическую деятельность, обеспечивает свободный доступ к библиотечным ресурсам; • контролирует поступления новых документов в библиотечный фонд; • составляет планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания; • обеспечивает связь с другими библиотеками, организовывает межбиблиотечный обмен; • проводит работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса школы; • обеспечивает тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы, составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших информационно-исковых систем: • :обеспечивает незамедлительное составление библиографических справок по поступающим запросам; • обеспечивает полнею сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета до главные показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности. 3.2. В рамках трудовой функции проведения мероприятий по воспитанию у школьников информационной культуры: • осуществляет проектирование и реализацию социально-педагогических программ воспитания у школьников информационной культуры; • осуществляет информационно-методическую поддержку реализации образовательных и воспитательных программ согласно Федеральным государственным стандартам (ФГОС), направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для учеников и педагогических работников к информации, относящейся к реализации основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении библиотечно-информационных ресурсов; • консультирует учеников по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями, по информационной деятельности; • проводит занятия по формированию сознательного и ответственного информационного поведения учащихся школы; • осуществлять дополнительное образование учащихся по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности; • разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организовывает участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения, учитывая психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные 7 ресурсы; • применяет педагогические теории и методы для решения информационнообразовательных задач; • обеспечивает и анализирует достижения учащихся, выявляет их творческие способности, способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей; • реализует мероприятия по обеспечению информационной безопасности школьников в общеобразовательном учреждении. 3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения мероприятий по развитию у учащихся интереса к чтению: • участвует в обеспечении самообразования учащихся, педагогических работников школы средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок, читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ, процедур реализации различных образовательных проектов; • проводит конкурсы, викторины, литературные вечера по формированию у детей интереса к чтению; • осуществляет информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности по формированию у школьников уважения к родному языку, развитию культуры речи; • организует выставки книг в общеобразовательном учреждении с участием обучающихся в презентации изданий, литературных произведений; • осуществляет взаимодействие с семьей с целью педагогической поддержки семейного чтения; • осуществляет педагогическую поддержку детского литературного творчества. 3.4. Педагог-библиотекарь вносит предложения по совершенствованию образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении. 3.5. Участвует в деятельности педагогически, методических советов, объединений, в иных видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных направлений внешкольной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательной деятельностью. 3.6. Разрабатывает предложения по формированию в школьной библиотеке ресурса дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научнопопулярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию главной учебной программы. 3.7. Особое внимание уделяет качеству обслуживания учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения. 3.8. Педагог-библиотекарь в школе обеспечивает строгое выполнение должностной инструкции по профстандарту, прав и свобод детей, охрану жизни и здоровья учащихся во время обучения и тематических мероприятий, нахождения в помещении школьной библиотеки. 3.9. Строго выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности в помещении школьной библиотеки, в случае необходимости соблюдает порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе. 4 ПРАВА Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции: 4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям школьной библиотеки. 4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие 8 учебно-воспитательную деятельность, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях и взысканиях в общеобразовательном учреждении. 4.3. Участвовать: • в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в создании соответствующих стратегических документов; • в подготовке разных управленческих решений, |относящихся к работе школьной библиотеки; • в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной деятельности; • в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения. 4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательной деятельности в школе. 4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных обязанностей. 4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного обслуживания образовательной деятельности согласно целям и задачам, приведенным в Понижении о школьной библиотеке. 4.7. Требовать: • от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся выполнения Устава общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и Интернет-ресурсом; • от администрации школы - помощи в исполнении своих прав, должностных обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки. 4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы совершенствования. 4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету библиотечного фонда. 4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором школы. 4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно Коллективному договору общеобразовательного учреждения. 4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия, установленным для работников образования. 5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией; а также за не использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой дезорганизацию обучающей деятельности, педагог-библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации. 5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к 9 10 11