Должностная инструкция_ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ

1

подчинении у директора школы, выполняет обязанности под руководством заместителя
директора по учебно-воспитательной работе.
1.6. При выполнении обязанностей в школе педагог-библиотекарь руководствуется
должностной инструкцией по профстандарту, действующим законодательством РФ об
образовании и библиотечном деле, руководящими документам вышестоящих органов по
вопросам работы школьной библиотеки, правилами организации библиотечного труда, учета и
инвентаризации. Также, педагог-библиотекарь в своей деятельности руководствуется Уставом
и локальными правовыми актами учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка,
ФГОС начального и основного общего образования, ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», трудовым договором.
1.7. Педагогу-библиотекарю запрещено применять образовательную деятельность в целях
политической агитации, принуждения учеников к принятию политических, религиозных или
других убеждений или отказа от них, с целью разжигания социальной, расовой, национальной
или религиозной розни; для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство
или неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной
или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе с помощью сообщения
ученикам недостоверных сведении об исторических, национальных, религиозных; и
культурных традициях народов, а также для побуждения учащихся к действиям,
противоречащим Конституции РФ.
1.8. Педагог-библиотекарь школы должен знать:
• теория библиотековедения, основы организации и управления библиотечным делом;
• способы формирования библиотечного фонда, справочного аппарата;
• основы
социально-педагогического
проектирования
образовательного
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

пространства в общеобразовательном учреждении;
способы формирования развивающего и комфортного книжного пространства в
школьной |библиотеке;
технологии создания электронных каталогов;
формы и методы справочно-библиографического обслуживания обучающихся,
работников школьной библиотеки;
основное
содержание
информационно-библиографической
деятельности
в
общеобразовательном учреждении;
способы и технологии обеспечения доступа к удаленным региональным, национальным
и глобальным информационным ресурсам;
способы и технологии обеспечения доступа детей к iресурсам школьной библиотеки;
перечень образовательных программ, реализуемых общеобразовательным учреждением;
требования ФГОС 00 к содержанию образования и ресурсному обеспечению
образовательной |деятельности;
способы формирования библиотечного фонда в соответствии с образовательными
программами школы;
способы комплектования библиотечного фонда научно познавательной, художественной
и справочной литературой;
формы и методы контроля поступления новых jдокументов в
библиотечный фонд;
механизмы пополнения библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными
документами;
технологии организации межбиблиотечного обмена, взаимодействия с другими
2

•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

библиотеками;
формы и методы консультирования участников образовательной деятельности по
вопросам
пользования библиотечным фондом, выбора научно-познавательной, художественной,
справочной литературой;
возрастные особенности учащихся по программам начального, основного и среднего
общего образования;
основы обшей педагогики;
нормативные и правовые акты в области jобразования;
теория и методика социально-культурной деятельности;
теория и методика организации воспитательной деятельности;
методика социально-педагогического проектирования программ воспитания;
основные направления
воспитательной деятельности педагогов;
примерное содержание процесса формирования у школьников информационной
культуры;
образовательные технологии, формы и методы проведения обучающих занятий в
области формирования у детей информационной культуры;
механизмы поиска информации в традиционной библиотечной и электронной среде;
алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;
педагогические технологии информационно- методического обеспечения реализации
программ общего образования и воспитания;
педагогические технологии работы с детским коллективом школы, педагогической
поддержки деятельности детских общественных объединений информационной
направленности;
примерное содержание и подходы к организации творческой информационной
деятельности учащихся разного возраста;
примерное содержание деятельности детских пресс- или медиацентров;
способы обеспечения
информационной
безопасности
учеников
в
общеобразовательном учреждении;
подходы к организации коллективных творческих мероприятий школьников,
направленных на развитие у них информационной культуры;
нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических
работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством;
требования охраны труда, жизни и здоровья учащихся при проведении занятий,
мероприятий в общеобразовательном учреждении и в иных учреждениях;
требования охраны труда, жизни и здоровья учащихся при проведении занятий,
мероприятий в общеобразовательном учреждении и в иных учреждениях;
методика выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы
средствами литературы и чтения;
теория и методика организации воспитательной деятельности;
методика выявления эффективных форм и методов библиотечно-педагогической работы
средствами литературы и чтения;
теория и методика организации воспитательной деятельности;
способы формирования у детей интереса к чтению;
формы и методы пропаганды детского чтения;
виды творческих мероприятий по формированию у детей интереса к чтению и формы их
проведения;

3

• воспитательный потенциал институтов социализации и подходы к организации их
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

совместной деятельности с целью поддержки детского чтения;
формы и методы воспитательной деятельности по формированию у детей уважения к
родному языку, развитию культуры речи;
методы информационно-методической поддержки воспитательной деятельности
педагогов по формированию у обучающихся уважения к родному языку, развитию
культуры речи;
формы и методы выставочной деятельности с целью формирования у учащихся интереса
к чтению и литературе;
педагогические технологии мотивации обучающихся к чтению, участию в творческих
мероприятиях, выставках и презентациях книг;
способы применения информационно-библиотечных ресурсов в различных видах
внеурочной деятельности;
механизмы использования информационно- библиотечных технологий в реализации
программ воспитания;
формы и методы педагогической поддержки семейного чтения;
формы и методы консультирования родителей (законных представителей) по
организации детского чтения;
технологии социально-педагогической поддержки детского литературного творчества;
технологии педагогической поддержки деятельности детских общественных
объединений читательской направленности;
примерное содержание деятельности детских общественных объединений читательской
направленности;
технологии педагогической поддержки инициатив обучающихся по созданию школьных
газет и журналов;
формы детского литературного творчества;
технологии мотивации учащихся к литературному творчеству;
способы педагогической поддержки детского литературного творчества
;
главные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законодательство
Российской Федерации об
образовании и библиотечном
деле;
Конвенцию ООН о правах ребенка;
содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий,
находящихся в библиотечном ресурсе школы;
методологию проведения индивидуальных бесед, формы и техники проведения
конференций, выставок;
основы возрастной педагогики и психологии, физиологии, школьной гигиены;
отдельные особенности развития детей различного возраста; специфику развития
интересов и потребностей учащихся, их творческой деятельности;
актуальные информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы,
электронные таблицы, программы для создания презентаций, информационные системы,
автоматизирующие библиотечную деятельность), основы работы в сети Интернет,
правила применения мультимедийного оборудования и ведения электронного
документооборота;
нормативные и методические материалы по вопросам организации информационной и
библиотечной деятельности;
вид деятельности, специализацию и структуру школы;

4

• правила комплектования, хранения и учета библиотечного ресурса, поиска и выдачи
•
•
•
•
•

книг из библиотечного ресурса;
условные сокращения и условные обозначения, используемые в библиографии на
иностранных языках;
новейшие информационно-поисковые системы, используемые в библиотечном
обслуживании; систему классификации информации и принципы составления каталогов;
единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента;
правила компенсации при потере читателями единиц библиотечного ресурса;
правила составления отчетных документов о работе школьной библиотеки.

1.9. Педагог-библиотекарь в школе должен уметь:
• осуществлять формирование библиотечного фонда, справочного аппарата;
• формировать развивающее и комфортное книжное пространство в школьной библиотеке;
• организовывать электронные каталоги;
• осуществлять справочно-библиографическое

обслуживание

учащихся,

работников

общеобразовательного учреждения;
• осуществлять информационно-библиографическую деятельность;
• реализовывать меры по обеспечению доступа к удаленным региональным, национальным
и |глобальным информационным ресурсам;
• обеспечивать доступ субъектов воспитания к ресурсам школьной библиотеки;
• формировать библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами
учреждения;
• осуществлять
комплектование фонда научно-познавательной, художественной,
справочной литературы;
• осуществлять своевременный учет поступления новых документов в библиотечный фонд,
их подсчет и регистрацию;
• организовывать пополнение библиотечного фонда аудиовизуальными и электронными
документами;
• обеспечивать связь с другими библиотеками, организовывать межбиблиотечный обмен;
• оказывать школьникам первую доврачебную помощь;
• разрабатывать социально-педагогические программы воспитания информационной
культуры школьников;
• проводить занятия, направленные на освоение детьми методов поиска и критического
анализа информации;
• обучать учащихся рациональным способам оформления результатов самостоятельной
учебной: и научно-исследовательской деятельности;
• проводить занятия по формированию у обучающихся умения проверять достоверность
информации с помощью нормативных и справочных изданий;
• выявлять в текущем потоке информации по профилю своей деятельности наиболее
ценные источники и знакомить с ними школьников;
• осуществлять поиск информации в традиционной библиотечной и электронной среде,
используя алгоритмы адресного, тематического и фактографического поиска;
• реализовывать информационно-методическую поддержку образовательных программ
общего образования и воспитания детей;
• проводить занятия по формированию у учащихся сознательного и ответственного
поведения в среде;
5

• осуществлять педагогическую

поддержку

творческой информационной

деятельности школьников;
• осуществлять педагогическую
поддержку деятельности детских общественных
объединений информационной направленности (детских пресс- или медиацентров,
редакций школьных газет);
• реализовывать меры по обеспечению информационной безопасности детей в
общеобразовательном учреждении;
• организовывать и проводить творческие мероприятия по формированию у детей интереса
к чтению;
• проводить мероприятия по популяризации и пропаганде детского чтения на основе
социального партнерства институтов социализации;
• осуществлять информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности
по формированию у детей уважения к родному языку, развитию культуры речи;
• реализовывать различные формы и методы выставочной деятельности с целью
формирования у детей интереса к чтению, литературе;
• организовывать участие обучающихся в проведении выставок книг, подготовку ими
презентаций произведений художественной литературы;
• обеспечивать использование информационно-библиотечных ресурсов в различных видах
внеурочной деятельности;
• организовывать применение информационно-библиотечных технологий по реализации
программ воспитания в общеобразовательном учреждении и по месту жительства;
• осуществлять педагогическую поддержку семейного чтения, консультирование
родителей
(законных представителей) по организации детского чтения;
• проводить мероприятия по социально-педагогической поддержке детского литературного
творчества в школе;
• осуществлять педагогическую поддержку деятельности детских общественных
объединений читательской направленности;
• осуществлять педагогическую поддержку инициатив школьников по созданию школьных
газет, журналов.
1.10. Педагог-библиотекарь школы должен
ознакомиться с должностной инструкцией,
разработанной с учетом профстандарта, соблюдать требования Конвенции ООН о правах
ребенка, Положения о школьной библиотеке.
1.11. Педагог-библиотекарь должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи
пострадавшим, соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, правила
личной гигиены, знать порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации и
эвакуации в общеобразовательном учреждении.
2 ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ
К основным трудовым функциям педагога-библиотекаря относятся:
2.1. Информационно-библиотечное сопровождение учебно-воспитательной деятельности
(образовательная функция).
2.2. Проведение мероприятий по воспитанию у учащихся информационной культуры.
2.3. Организационно-методическое обеспечение мероприятий по развитию у школьников
интереса к чтению.

6

3 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
3.1. В рамках трудовой функции информационно-библиотечного сопровождения учебновоспитательной деятельности:
• формирует и пополняет библиотечный фонд в соответствии с образовательными
программами общеобразовательного учреждения;
• создает развивающее и комфортное книжное пространство в школьной библиотеке;
• осуществляет справочно-библиографическое обслуживание обучающихся и работников
общеобразовательного учреждения;
• осуществляет
информационно-библиографическую
деятельность,
обеспечивает
свободный доступ к библиотечным ресурсам;
• контролирует поступления новых документов в библиотечный фонд;
• составляет планы комплектации библиотеки школы печатными и электронными
образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана на
определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания;
• обеспечивает связь с другими библиотеками, организовывает межбиблиотечный обмен;
• проводит работу по учету и периодической инвентаризации библиотечного ресурса
школы;
• обеспечивает тщательную обработку поступающей в школьную библиотеку литературы,
составление систематического и алфавитного каталогов с использованием новейших
информационно-исковых систем:
• :обеспечивает незамедлительное составление библиографических справок по
поступающим запросам;
• обеспечивает полнею сохранность библиотечного ресурса, ведение статистического учета
до главные показателям деятельности библиотеки и подготовку необходимой отчетности.
3.2. В рамках трудовой функции проведения мероприятий по воспитанию у школьников
информационной культуры:
• осуществляет проектирование и реализацию социально-педагогических программ
воспитания у школьников информационной культуры;
• осуществляет информационно-методическую поддержку реализации образовательных и
воспитательных программ согласно Федеральным государственным стандартам (ФГОС),
направленную на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для
учеников и педагогических работников к информации, относящейся к
реализации
основной образовательной программы, на приобретение новых навыков в применении
библиотечно-информационных ресурсов;
• консультирует учеников по работе с библиотечными каталогами и справочными
изданиями, по информационной деятельности;
• проводит занятия по формированию сознательного и ответственного информационного
поведения учащихся школы;
• осуществлять дополнительное образование учащихся
по
культурному
развитию
личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию
словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных
технологий, способов и видов библиотечно-информационной деятельности;
• разрабатывает рабочую программу, обеспечивает ее выполнение, организовывает
участие учащихся в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически
обоснованный выбор видов, средств и методов работы детского объединения, учитывая
психофизиологическую и педагогическую целесообразности, применяя новейшие
образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные
7

ресурсы;
• применяет педагогические теории и методы для решения информационнообразовательных задач;
• обеспечивает и анализирует достижения учащихся, выявляет их творческие способности,
способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
• реализует мероприятия по обеспечению информационной безопасности школьников в
общеобразовательном учреждении.
3.3. В рамках трудовой функции организационно-методического обеспечения мероприятий
по развитию у учащихся интереса к чтению:
• участвует в обеспечении самообразования учащихся, педагогических работников школы
средствами библиотечных и информационно-библиографических ресурсов, в
организации тематических выставок,
читательских конференций,
оформлении
средств наглядной агитации, стендов, в разработке планов, методических программ,
процедур реализации различных образовательных проектов;
• проводит конкурсы, викторины, литературные вечера по формированию у детей
интереса к чтению;
• осуществляет информационно-методическую поддержку
воспитательной
деятельности по формированию у школьников уважения к родному языку, развитию
культуры речи;
• организует выставки книг в общеобразовательном учреждении с участием обучающихся
в презентации изданий, литературных произведений;
• осуществляет взаимодействие с семьей с целью педагогической поддержки семейного
чтения;
• осуществляет педагогическую поддержку детского литературного творчества.
3.4. Педагог-библиотекарь вносит предложения по совершенствованию образовательной
деятельности в общеобразовательном учреждении.
3.5. Участвует в деятельности педагогически, методических советов, объединений, в иных
видах методической работы, в организации и проведении родительских собраний,
мероприятий различных направлений
внешкольной деятельности,
предусмотренных
учебно-воспитательной деятельностью.
3.6. Разрабатывает предложения по формированию в школьной библиотеке ресурса
дополнительной литературы, включающего в себя детскую художественную и научнопопулярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания,
сопровождающие реализацию главной учебной программы.
3.7. Особое внимание уделяет качеству обслуживания учащихся и сотрудников
общеобразовательного учреждения.
3.8. Педагог-библиотекарь в школе обеспечивает строгое выполнение должностной
инструкции по профстандарту, прав и свобод детей, охрану жизни и здоровья учащихся во
время обучения и тематических мероприятий, нахождения в помещении школьной
библиотеки.
3.9. Строго выполняет правила охраны труда и пожарной безопасности в помещении
школьной библиотеки, в случае необходимости соблюдает порядок действий при
возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в школе.
4 ПРАВА
Педагог-библиотекарь имеет полное право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для выполнения указания пользователям школьной библиотеки.
4.2. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, нарушающие
8

учебно-воспитательную деятельность, в порядке, предусмотренном Правилами о поощрениях
и взысканиях в общеобразовательном учреждении.
4.3. Участвовать:
• в разработке воспитательной политики и стратегии общеобразовательного учреждения, в
создании соответствующих стратегических документов;
• в подготовке разных управленческих решений, |относящихся к работе школьной
библиотеки;
• в проведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-информационной
деятельности;
• в деятельности педсовета общеобразовательного учреждения.
4.4. Вносить предложения о начале, прекращении или приостановлении определенных
проектов по деятельности библиотеки, а также по усовершенствованию воспитательной
деятельности в школе.
4.5. Запрашивать у руководства школы, получать и применять информационные материалы и
нормативно-правовые документы, требуемые для выполнения своих должностных
обязанностей.
4.6. Самостоятельно подбирать формы, средства и методики библиотечно-информационного
обслуживания образовательной деятельности согласно целям и задачам, приведенным в
Понижении о школьной библиотеке.
4.7. Требовать:
• от учеников соблюдения Правил поведения для учащихся выполнения Устава
общеобразовательного учреждения, Правил пользования библиотечным ресурсом и
Интернет-ресурсом;
• от администрации школы - помощи в исполнении своих прав, должностных
обязанностей и обеспечения условий для пользователей библиотеки.
4.8. Периодически повышать свою квалификацию, применяя разные виды и методы
совершенствования.
4.9. Изымать документы из ресурсов школьной библиотеки согласно инструкции по учету
библиотечного фонда.
4.10. Определять формы и размеры компенсации ущерба, нанесенного читателями
библиотеки, согласно Правилам пользования библиотекой школы, утвержденным директором
школы.
4.11. Совмещать должности, получать доплату за увеличение зоны обслуживания, надбавки
за высокое качество работы и дополнительную работу, звания и награды согласно
Коллективному договору общеобразовательного учреждения.
4.12. Быть представленным к разным видам поощрения, наградам и знакам отличия,
установленным для работников образования.
5 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. За неисполнение или несоответствующее исполнение, без уважительных на то причин,
Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений
директора общеобразовательного учреждения и других локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией; а также за не
использование прав, предусмотренных в приведенной инструкции, повлекшее за собой
дезорганизацию обучающей деятельности, педагог-библиотекарь несет дисциплинарную
ответственность в порядке, установленном действующим трудовым законодательством
Российской Федерации.
5.2. За любое виновное нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарногигиенических норм и правил работы библиотеки педагог-библиотекарь может привлекаться к
9

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».