Должностная инструкция_ВОСПИТАТЕЛЬ

подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в год), вакцинации,
а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских
обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных
инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической
подготовки и аттестации с допуском к работе;
• не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в
статье 331 "Право на занятие педагогической деятельностью" Трудового кодекса
Российской Федерации.
1.4. Воспитатель назначается и освобождается от должности директором
общеобразовательной организации, подчиняется непосредственно заместителю директора
по УВР или заместителю директора по ВР, курирующего начальные классы школы.
1.5. На время отпуска и временной нетрудоспособности воспитателя ГПД его обязанности
могут быть возложены на другого работника. Временное исполнение обязанностей в данных
случаях осуществляется согласно приказу директора школы, изданного с соблюдением
требований Трудового законодательства Российской Федерации.
1.6. В своей деятельности воспитатель школы руководствуется:
• Конвенцией о правах ребенка;
• Конституцией Российской Федерации;
• указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и
распоряжениями Правительства Российской Федерации,
• международными актами в области защиты прав ребенка;
• решениями органов, осуществляющих управление в сфере образования всех уровней;
• Федеральным законом от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты
и антитеррористической безопасности, порядком проведения эвакуации при
возникновении чрезвычайной ситуации.
• Уставом и локальными правовыми актами общеобразовательной организации (в том
числе Правилами внутреннего трудового распорядка для работников, приказами
директора школы, настоящей должностной инструкцией воспитателя по профстандарту).
1.7. Воспитатель ГПД школы должен знать:
• преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных
образовательных стандартов и адаптированной основной общеобразовательной
программы, его истории и места в мировой культуре и науке;
• историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования
образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
• основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития,
социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни,
их возможные девиации, а также основы их психодиагностики;
• основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в
социальных сетях;
• пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения;
• основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и
приемы современных педагогических технологий;
•

2

•

•
•

•
•
•

•
•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•

приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующие образовательную
деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и
воспитания детей и молодежи, Федеральных государственные образовательные
стандарты начального общего образования обучающихся с ОВЗ, основного общего
образования, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство;
нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и
социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни
и их возможные девиации, приемы их диагностики;
научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах
оценки;
основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода,
виды и приемы современных педагогических технологий;
нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие
организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной
организации (экскурсий, походов и экспедиций);
педагогические закономерности организации образовательного процесса;
законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы
периодизации и кризисов развития;
теорию и технологии учета возрастных особенностей обучающихся;
закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социальнопсихологических особенности и закономерности развития детских и подростковых
сообществ;
основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с
родительской общественностью;
основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей;
социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых
сообществ;
методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
педагогическую этику;
теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени
воспитанников;
методы убеждения, аргументации своей позиции, установление контактов с
обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами), коллегами
по работе;
технологии и диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения.
основы работы с текстовыми редакторами; электронными таблицами, электронной
почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8. Воспитатель школы должен:
• владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных
занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.;
3

•
•

•

•

•

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•

•
•
•

объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов
контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей;
разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические
технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и
виртуальной среде;
использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в
образовательный процесс всех обучающихся с ОВЗ, обучающихся, для которых русский
язык не является родным;
владеть
ИКТ-компетентностями:
общепользовательская
ИКТ-компетентность,
общепедагогическая
ИКТ-компетентность,
предметно-педагогическая
ИКТкомпетентность
(отражающая
профессиональную
ИКТ-компетентность
соответствующей области человеческой деятельности);
организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебноисследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом
возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного
своеобразия региона;
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей;
общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детсковзрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и
педагогических работников;
управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и
воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском
коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в
конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися;
владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.;
сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в
решении воспитательных задач;
владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне
зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении,
состояния психического и физического здоровья;
использовать в практике своей работы психологические подходы: культурноисторический, деятельностный и развивающий;
осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическое сопровождение адаптированных основных общеобразовательных
программ;
понимать документацию специалистов (педагогов-психологов, учителей-дефектологов,
учителей-логопедов и т.д.);
составить (совместно с психологом и другими специалистами) психологопедагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося;
разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты,
индивидуальные
программы
развития
и
индивидуально-ориентированные
4

образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей
обучающихся;
• владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик
и возрастных особенностей обучающихся;
• оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете
предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с
психологом) мониторинг личностных характеристик;
• формировать детско-взрослые сообщества.
1.9. Воспитатель школы должен быть ознакомлен с должностной инструкцией,
составленной в соответствии с профстандартом, знать и соблюдать установленные правила
и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены
труда в общеобразовательной организации.
1.10. Педагогический работник должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой
помощи пострадавшим, знать порядок действий при возникновении пожара или иной
чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
1.11. Воспитателю школы запрещается использовать образовательную деятельность для
политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических,
религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой,
национальной
или
религиозной
розни,
для
агитации,
пропагандирующей
исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку
социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их
отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных
сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов,
а также для побуждения учащихся к действиям, противоречащим Конституции Российской
Федерации.
2. ФУНКЦИИ
Воспитатель школы выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Общепедагогическая функция. Обучение.
2.2. Воспитательная деятельность.
2.3. Развивающая деятельность.
3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках общепедагогической трудовой функции обучения:
• разрабатывает и реализует программы учебных дисциплин в рамках адаптированной
основной общеобразовательной программы;
• осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов начального образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, основного общего
образования;
• участвует в разработке и реализации программы развития общеобразовательной
организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
• планирует и проводит учебные занятия;

5

осуществляет систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к
обучению;
• осуществляет организацию, контроль и оценку учебных достижений, текущих и
итоговых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной
программы обучающимися;
• формирует универсальные учебные действия;
• формирует навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями
(далее - ИКТ);
• формирует мотивацию к обучению;
• осуществляет объективную оценку знаний обучающихся на основе тестирования и
других методов контроля в соответствии с индивидуальными особенностями и
возможностями детей;
• организует и проводит коррекционно-развивающую работу с обучающимися.
3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности
• осуществляет регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной
образовательной среды;
• реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной
работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности;
• ставит воспитательные цели, способствующие развитию обучающихся, независимо от их
способностей и характера;
• способствует определению и принятию четких правил поведения обучающимися в
соответствии с уставом общеобразовательной организации и правилами внутреннего
распорядка;
• проектирует и реализует воспитательные программы;
• реализует воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка
(учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);
• осуществляет проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоциональноценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации);
• организует деятельность ученических органов самоуправления;
• создает и поддерживает уклад, атмосферу и традиции жизни общеобразовательной
организации;
• развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формирование гражданской позиции, способности к труду и
жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и
безопасного образа жизни;
• формирует толерантность и навыки поведения в изменяющейся поликультурной среде;
• использует в профессиональной деятельности конструктивные воспитательные усилия
родителей (законных представителей) обучающихся, оказывает помощь семье в решении
вопросов воспитания ребенка.
3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:
• выявляет в ходе наблюдения поведенческие и личностные проблемы обучающихся,
связанные с особенностями их развития;
• осуществляет оценку параметров и проектирование психологически безопасной и
комфортной образовательной среды, разработку программ профилактики различных
форм насилия в школе;
• применяет инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и
динамики развития ребенка;
•

6

осуществляет освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том
числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями
обучающихся: социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными
потребностями (дети с аутизмом, дети с интеллектуальной недостаточностью и др.), дети
с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с
зависимостью;
• оказывает адресную помощь обучающимся;
• взаимодействует с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического
консилиума;
• разрабатывает (совместно с другими специалистами) и реализует совместно с
родителями (законными представителями) программы индивидуального развития
ребенка;
• осуществляет освоение и адекватное применение специальных технологий и методов,
позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу;
• развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формирует гражданскую позицию, способности к труду и
жизни в условиях современного мира, формирует у учащихся культуру здорового и
безопасного образа жизни;
• формирует и реализует программы развития универсальных учебных действий, образцов
и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности
и социальных сетях, формирует толерантность и позитивные образцы поликультурного
общения;
• формирует
систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
общеобразовательной организации.
3.4. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социальнопсихологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации обучающихся.
3.5. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения.
3.6. Планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу на основе
изучения их индивидуальных особенностей.
3.7. Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление
здоровья обучающихся, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому
развитию.
3.8. Принимает детей в установленном порядке от родителей (лиц, их заменяющих);
организует выполнение обучающимися режима дня, приготовление ими домашних
заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении
дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое
творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.
3.9. Способствует формированию у обучающихся нравственных качеств гражданина,
прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к учебе, труду,
уважение к правам человека; проводит работу по профилактике у детей отклоняющегося
поведения, вредных привычек.
3.10. Способствует развитию общения обучающихся, помогает решать проблемы,
возникающие в общении с товарищами, учителями и родителями (лицами, их
заменяющими).
•

7

3.11. Осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности,
способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям ФГОС
НОО с ОВЗ, ФГОС ООО..
3.12. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему
кружков и клубов, секций и объединений, организуемых в школе. В соответствии с
индивидуальными и возрастными интересами обучающихся совершенствует
жизнедеятельность детского коллектива.
3.13. Разрабатывает программу группы продленного дня. Работает в тесном контакте с
учителями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, другими педагогическими
работниками, родителями (лицами, их заменяющим).
3.14. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций учителя-логопеда,
педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или
индивидуально).
3.15. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности детей, их семейные
обстоятельства и жилищно-бытовые условия; взаимодействует с родителями обучающихся
(лицами, их заменяющими).
3.16. Соблюдает права и свободы обучающихся.
3.17. Ведет в установленном порядке документацию и отчетность.
3.18. Участвует в работе Педагогического совета общеобразовательной организации.
3.19. Проходит периодические бесплатные медицинские обследования.
3.20. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в
деятельности методических объединений и других формах методической работы.
3.21. Соблюдает должностную инструкцию воспитателя общеобразовательной
организации по профстандарту, этические нормы поведения в школе, в быту, в
общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
3.22. Обеспечивает безопасное проведение образовательной деятельности, строгое
соблюдение правил охраны труда, санитарных и противопожарных правил; немедленно
ставит в известность администрацию школы об обнаружении у обучающихся оружия,
пожаро- и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных
веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей.
3.23. Оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает
меры по оказанию первой помощи.
3.24. Вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения
образовательной деятельности, а также доводит до сведения администрации обо всех
недостатках в обеспечении образовательной деятельности, снижающих жизнедеятельность
и работоспособность организма обучающихся.
3.25. Проводит инструктаж обучающихся по безопасности проведения воспитательных
мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале.
3.26. Организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного
движения, поведения в быту, на воде и т.д.
3.27. В каникулярное время привлекается к педагогической и организаторской работе с
обучающимися общеобразовательной организации.

8

4. ПРАВА
Воспитатель имеет право:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определенном ее Уставом.
4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения образовательной
программы и Федерального образовательного стандарта, на обеспечение рабочего места,
соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной
безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.3. Выбирать и использовать в образовательной деятельности образовательные
программы, эффективные методики обучения и воспитания обучающихся, учебные
пособия и материалы, методы оценки знаний и умений школьников, рекомендуемые
Министерством просвещения Российской Федерации.
4.4. Получать от администрации и коллег сведения, необходимые для осуществления своей
профессиональной деятельности.
4.5. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной
деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы,
давать по ним правдивые объяснения.
4.6. Предоставлять на рассмотрение администрации школы предложения по улучшению
деятельности общеобразовательной организации и усовершенствованию способов работы
по вопросам, относящимся к компетенции воспитателя.
4.7. На повышение уровня квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом
Российской Федерации, иными Федеральными законами Российской Федерации,
проходить аттестацию на добровольной основе.
4.8. На защиту своей профессиональной чести и достоинства.
4.9. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации.
4.10. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе
адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с
нарушением учителем норм профессиональной этики.
4.11. На поощрения, награждения по результатам педагогической деятельности, на
социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.12. Воспитатель имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской
Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом
школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке воспитатель
несёт ответственность:
• за реализацию не в полном объеме образовательных программ согласно учебному плану,
расписанию и графику образовательной деятельности;
• за жизнь и здоровье учащихся во время занятий, во время сопровождения детей на
предметные конкурсы, выставки, в музеи, на иные внеклассные мероприятия,
проводимых воспитателем;
• за нарушение прав и свобод несовершеннолетних, установленных законом Российской
Федерации, Уставом и локальными актами общеобразовательной организации;
9

за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи
пострадавшим и несвоевременное сообщение администрации школы о несчастном
случае;
• за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
• за отсутствие должного контроля соблюдения школьниками правил и требований охраны
труда и пожарной безопасности во время нахождения в учебном кабинете, на
внеклассных мероприятиях, проводимых воспитателем.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных
обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией по профстандарту,
Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора
школы и иных локальных нормативных актов, воспитатель школы подвергается
дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской
Федерации.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих
физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за
совершение иного аморального проступка воспитатель может быть освобожден от
занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение
за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности,
санитарно-гигиенических правил и норм воспитатель образовательной организации
привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам
образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей педагог несет материальную
ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским
законодательством
Российской
Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной
деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным,
уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
•

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ
Воспитатель:
6.1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку
заработной платы) для воспитателя устанавливается исходя из сокращенной
продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Норма часов педагогической работы 25 часов в неделю за ставку заработной платы
устанавливается воспитателям, непосредственно осуществляющим обучение, воспитание,
присмотр и уход за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
6.2. Воспитатель самостоятельно планирует свою деятельность на каждый учебный год и
каждую учебную четверть. Программы группы продленного дня воспитателя
согласовываются заместителем директора по учебно-воспитательной работе или
заместителем директора по воспитательной работе и утверждаются непосредственно
директором образовательной организации.
6.3. Во время каникул, не приходящихся на отпуск, воспитатель привлекается
администрацией общеобразовательной организации к педагогической, методической или
организационной деятельности в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки
10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».